Отныне они находятся под защитой государства, их нельзя уволить или понизить в должности. А несколькими днями ранее в столице Казахстана антикоррупционеры еврозоны делились с коллегами опытом по защите таких информаторов.
…И скелеты в шкафу
Корреспондент “КАРАВАНА” застал участников послеобеденной части международной антикоррупционной конференции в момент, когда они внимали фразе “Стучать или не стучать – вот в чем вопрос” из уст представителя крупной аудиторской компании. Тема сессии так и звучала: “Защита осведомителей и система поощрений за сообщения о коррупционных правонарушениях”.
– Когда что-то неправильно происходит, у нас есть долг донести это до публики. Лояльность здесь против честности, справедливости.
Что происходит в голове у этого осведомителя, доносчика? Первый вопрос: прав ли я, уверен ли в том, что то, что я видел, слышал, наблюдаю, на самом деле правильно?..
Затем вы должны рассматривать личные риски: что, если я проиграю? Вы можете потерять работу, вас могут назначить на наименее желаемые позиции, вы можете быть исключены из каких-то сфер или получить негативный опыт в своем развитии, ваши коллеги не будут вас поддерживать, могут быть издевательства. В целом это очень стрессовая ситуация, в которой вы можете находиться длительное время, – поведала о превратностях жизни доносителя Наталья КИПНИС.
А далее она представила пошаговую инструкцию для потенциальных информаторов:
– Итак, я – осведомитель. Какие меры для снижения персонального риска я могу принять для того, чтобы выжить? Первый шаг – проконсультироваться с близкими, получить их поддержку. Очень сложно быть осведомителем, если вас некому поддерживать.
Дальше вы должны проверить скелеты в шкафу. Есть ли что-нибудь неправильное в вашей жизни, что может быть освещено?
Документы, например, – их нужно читать очень внимательно, потому что некоторые вещи могут быть нелегальны, и вы должны просчитать эти моменты, – преподала азы науки осведомления сотрудница аудиторской компании.
Наталья Кипнис также напомнила, что первой страной, которая начала защищать осведомителей, были США.
– Это было в 1863 году. Многие европейские государства начали внедрять эту практику в законодательство несколько лет назад: Нидерланды – с 2016-го, Бельгия – с 2017-го. В 2015 году ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) провела исследование, изучив сильные и слабые стороны программы защиты осведомителей в странах Большой двадцатки, – рассказала спикер.
Страны оценили по 14 критериям и выяснили, что во многих из них на момент анализа отсутствовала юридическая база для защиты осведомителей, в других отсутствовала защита каналов информации и информаторов, сообщила Кипнис.
История одного театра
Экс-президент Национальной антикоррупционной комиссии Молдовы Анатолий ДОНЧУ уверен, что осведомители являются эффективным механизмом для выявления коррупционных проявлений и противодействия им:
– Раз государство желает иметь таких информаторов по неподкупности, то обязано их охранять и защищать. После принятия в прошлом году закона об осведомителях по неподкупности количество заявлений о коррупционных проявлениях увеличилось в 70 раз. Осведомители почувствовали себя увереннее. Когда я работал президентом Нацкомиссии по неподкупности, приходило много анонимных писем, особенно по поводу недекларирования доходов, конфликта интересов.
В национальном театре директор принял на работу своих родственников, чуть ли не всех их актерами поставил. И долго они так работали, и никто не хотел об этом заявить.
Когда же осведомители почувствовали себя защищенными, такой сигнал поступил, и комиссия установила конфликт интересов, и всё встало на свои места.
Директор был отстранен от должности и наказан в соответствии с законом, – привел пример молдавский экс-антикоррупционщик.
Дончу также рассказал, что борцов с мздоимством в стране защищают несколько механизмов.
– Это перевод на другую работу, снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания, если таковое имеется, компенсация морального или материального ущерба. Но эти механизмы представляются мне недостаточными – осведомителям нужны более серьезные подходы для обеспечения их прав. Совершенству нет предела, – заявил он.
Выбирайте выражения!
Директор Национальной антикоррупционной ассоциации Литвы Раймундас КАЛЕСНИКАС рассказал о проблемах в практике защиты осведомителей, о коррупционерах в своей стране.
– В большинстве случаев проблемы связаны со страхом юридических последствий, потому что нас (видимо, сам Раймундас является активным доносителем. – Прим. авт.) никто не защищает. Также есть страх финансовых последствий – что потеряю работу, стабильную зарплату, страх плохой репутации, особенно когда, используя русские слова, говорят “стукач”, – высказался профессор антикоррупционного права.
Литовский спикер поделился деталями заработавшей с 16 декабря директивы Евросоюза о защите осведомителей: Алик ШПЕКБАЕВ: Сообщать о коррупции – ваш гражданский, патриотический и человеческий долг
– За два года все 28 государств – членов ЕС должны имплементировать в национальные законодательства 18 протекционных мер для защиты осведомителей, это в том числе бесплатная юридическая помощь, эффективные каналы для сообщений о нарушениях, которые должны создаваться в населенных пунктах с населением более 10 тысяч человек и в компаниях, частных и государственных, со штатом более 50 сотрудников.
Документ определяет процедуру сообщения о нарушении.
Сначала осведомитель должен использовать каналы внутри компании и только в случае, если к нему не прислушались, обращаться к властям.
Вводится обязанность госорганов и компаний отвечать на жалобы о нарушениях и сообщать о принятых мерах.
– У организации максимум три месяца на проработку отчета от осведомителя, в компании должны быть профессионалы, которые работают с этой информацией. Самому осведомителю должны быть предоставлены защитные меры, – сказал Калесникас.
В частности, доносителей запрещено наказывать за подачу жалобы: их нельзя уволить, отстранить от работы или, например, понизить в должности. Меры защиты распространяются на членов их семей и тех коллег, которые им помогали.
– К 2025 году Европейская комиссия оценит, сколько отчетов было получено компетентными органами, количество инициированных и расследованных по обращениям осведомителей дел, – сообщил профессор.
Директор департамента Службы спецрасследований Жудрунас КРАМПАЛЬКАС сообщил, что информаторы в Литве получают единовременное вознаграждение за свою работу (правда, размеры он не уточнил):
– Правительство утвердило порядок платы за ценную информацию и компенсации в случае наступления негативных последствий для осведомителя (потеря заработка при увольнении, расходы на участие в судебном разбирательстве). Она может быть выплачена только в случае официального признания лица осведомителем. А если он предоставил заведомо ложную информацию, Генпрокуратура обяжет его вернуть деньги.
К слову, у доносителей даже есть свой праздник – 23 июня отмечается Всемирный день осведомителей.
24 часа, 260 долларов
В свою очередь первый заместитель руководителя департамента Агентства по противодействию коррупции по ЗКО Нурдаулет САМЕТ рассказал, как работают с доносителями в республике.
– Лицо, осведомляющее о коррупционном нарушении, защищается государством и финансово вознаграждается. Сообщать можно 24 часа в сутки в call-центр, на портал “egov”, через сайт агентства или лично посетив агентство. Согласно правилам вознаграждения за доносы, единовременная выплата составляет 260 долларов, выплачивается в национальной валюте, – пояснил зарубежным коллегам спикер, очевидно, назвав среднее арифметическое по суммам выплат доносителям.
Напомним, до 30 МРП (1 МРП на 2019 год – 2 525 тенге) получают за сообщение об адмправонарушении, 40 МРП – за сообщения о преступлениях небольшой тяжести, 50 МРП – средней тяжести, 70 МРП и 100 МРП положено за информацию о тяжких и особо тяжких преступлениях.
Деньги доносителям выплачивают, если предоставленная информация соответствует действительности и в отношении виновного лица вступило в законную силу решение суда.
Ранее главный борец с коррупцией в стране Алик ШПЕКБАЕВ отмечал: по опыту передовых европейских стран уголовные дела у нас возбуждаются в том числе “на основании сообщений принципиальных граждан”. По данным на конец октября в антикоррупционной службе было зарегистрировано около 600 таких звонков из 3,5 тысячи поступивших.
Расследовалось 44 уголовных дела по подтвержденным фактам. Наблюдается практически двукратный рост звонков и расследуемых дел в сравнении с прошлым годом, что говорит “о росте доверия граждан”.
В прошлом году антикоррупционщики поощрили 185 казахстанцев, сообщивших о фактах коррупции, на 27,3 миллиона тенге.
Из них по коррупционным преступлениям небольшой тяжести поощрены 2 гражданина на 192 тысячи тенге, средней тяжести – 73 лица на 9,04 миллиона тенге, тяжким – 106 лиц на 18,1 миллиона тенге.
А уже в ближайшее время будет введена дифференцированная система поощрения граждан – в зависимости от суммы взятки или ущерба, но не более порогового уровня (на уровне 10 миллионов тенге).
Кстати, кыргызских соседей тоже стимулируют на борьбу с казнокрадами подобным образом. В начале года президент Сооронбай ЖЭЭНБЕКОВ подписал Закон “О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях”. Осведомителям полагается 30 процентов от суммы взятки и других средств, о которых стало известно в результате сообщения о коррупции.
НУР-СУЛТАН