Шел 1941-й. В молодой семье Таипа и Кульшат Асиеновых всё только начиналось. Отец играл с первой дочуркой – Марихе было всего два годика. А еще супруга вот-вот должна была подарить мужу второго ребенка. Но грянула война.
Повестку на фронт Таипу принесли в первые дни войны. Перед отправкой на передовую предстояло пройти курс молодого бойца.
Подготовка шла в нескольких километрах от Петропавловска, в селе Бишкуль. Здесь и случилась, как окажется потом, последняя встреча любящих сердец.
Перед отправкой на фронт жена приехала к мужу. Таип встретил беременную настороженно и даже отчитал ее, что совсем не думает о себе. Ругал, что ехала одна из далекого Ельтая на бричке по бездорожью, а это 250 километров. Дал наказ: если родится мальчик, назвать его Кайырлы. Девочку – Каирманат. Эти имена связаны с пожеланием возвращения домой. Таип, как и все, надеялся вернуться…
Последнее письмо
Вскоре солдат оказался на передовой, а в родном ауле у него родилась вторая дочь – Каирманат. Каждую свободную минутку на фронте Таип тратил на то, чтобы послать весточку домой. Эти письма с передовой до сих пор – главное богатство дочерей. На пожелтевших от времени листках бумаги ровным почерком – самые теплые пожелания. Таип заботился о любимых девчонках как мог, поддерживал их и сам не унывал. Он даже песни им писал во фронтовых письмах.
В феврале 1944-го от Таипа пришло особенное письмо. Как и всегда, там не было ни жалоб, ни слов отчаяния.
Написано оно было на обрывке газеты, всего несколько слов и в конце: “Иду на поправку!”. Но эти строки родным Таип писал не своей рукой. Кульшат тогда поняла, ему совсем плохо, он не может писать сам.
После этого писем больше не было. Домой он не вернулся.
Без вести
Дочери Таипа не теряли надежду найти отца и продолжали поиски всю жизнь. Став бабушками, просили продолжить внуков. Но всё было тщетно.
В семье рассказывают, что в конце 1940-х в их родной аул Ельтай пришла сводка о солдатах войны, где Таип числился без вести пропавшим.
– Когда не было Интернета, я ходила по архивам, делала запросы повсюду, но его не могли найти. Упоминания о Таипе Асиенове не было ни в одном издании о фронтовиках. Пришел Интернет, стали искать по всему миру. И снова – ничего. Однажды выяснили, что некий Асиенов Т. погиб в концлагере в Польше. Я стала писать туда. Ответа не получила, – рассказывает Маржан ГАББАСОВА, сноха семьи. Орден Александра Невского, принадлежащий казахстанцу Рахимберды Досмухамбетову, спустя 70 лет будет передан родственникам
Потерянные на поле битвы буквы
Чудо случилось буквально на днях. Асиеновы, живя в Кокшетау, получили местную газету и глазам не поверили.
В одной из заметок говорилось о том, что поисковый отряд “Тризна” из далекой Беларуси ищет в бывшей Северо-Казахстанской, ныне Акмолинской области родственников солдата Победы Таипа Асиенова.
Родные откликнулись и узнали правду об отце.
Оказалось, что последнее письмо по просьбе Таипа написали в госпитале. Туда он попал после четвертого ранения. Оно оказалось смертельным. Умирая, Таип передал свою медаль “За боевые заслуги” товарищу, Василию Фетисову. Василий лежал на соседней койке.
Таип попросил выполнить свою последнюю просьбу: “Если ты выживешь, передай медаль моим детям”. Василий дал обещание.
Младший сержант Фетисов вернулся с поля брани живым и всю жизнь пытался найти семью Асиеновых. Медаль Таипа с окровавленной лентой, искореженная от ранения, ждала. Помнил об этом и внук Василия Сергей Фетисов.
Весной нынешнего года в Севском районе Брянской области работали местные поисковики. Здесь люди сообщили, что у Сергея Фетисова есть медаль “За боевые заслуги”, которую он хочет передать родным погибшего бойца, но не может найти их.
За дело взялось общество поиска “Тризна”. По номеру медали установили, что ею награжден Таип Асиенов из Казахстана.
Белорусские поисковики выяснили, что Таип похоронен в братской могиле в городе Молодечно Минской области.
Это совсем рядом с тем госпиталем, откуда он прислал свое последнее письмо.
Передал детям
Медаль через несколько посольств прибыла в Казахстан. В торжественной обстановке дочери фронтовика заслушали приказ о награждении отца.
Дочери, которым уже под 80 лет, не скрывали слез:
– Чувствуем, что отец сейчас рядом, с нами.
Выяснилось, почему семья не могла найти Таипа. Как рассказывает Анара, сноха семьи, всему виной – ошибки в цифрах и словах.
– Он родился в 1919 году, этот год мы задавали в поисках. А в его военных документах значился 1906-й. Он четыре раза был в госпиталях, документы заполняли медсестры на скорую руку, бывало, прямо на передовой. Из госпиталя в Орше его выписали как Асянова Таиба. Медаль “За боевые заслуги” вручена уже Асьянову Таибу. А похоронен оказался как Асьянов Тасо. Только в “Тризне” смогли разобраться во всех этих ошибках и установить истину.
Кульшат не дожила до этого дня 2 года. Несмотря на свой преклонный возраст, Мариха и Каирманат теперь хотят совершить далекое путешествие в Беларусь на могилу отца и привезти оттуда святую для семьи землю.
ПЕТРОПАВЛОВСК – КОКШЕТАУ – ПЕТРОПАВЛОВСК