Алматы – город кочевников - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Алматы – город кочевников

Алматы – город кочевников

Более 180 тысяч туристов побывали в Алматы в этом году.

  • 16 Декабря 2019
  • 1968
Фото - Caravan.kz

Не бизнесменов, которые прилетают сюда по делам (их много). Не граждан, которые приезжают погостить у родственников (таких еще больше). А именно путешественников, которые захотели увидеть южную столицу Казахстана и невероятные природные красоты ее окрестностей. Жаль, что пока нельзя точно подсчитать, на какую сумму они пополнили казну города, инвестиционная привлекательность которого растет.

Информационный центр “Visit Almaty”, созданный городским акиматом пару лет назад, ежесуточно и бесплатно дает прилетающим гостям всю информацию о южной столице республики сразу в воздушной гавани: карты, путеводители, данные о свободных местах в гостиницах, о торговых центрах, кафе, достопримечательностях и прочих прелестях. Отчасти создание этого визит-центра, по мнению директора Казахстанской туристской ассоциации Рашиды ШАЙКЕНОВОЙ, и позволило Алматы вырваться в лидеры на туристическом рынке страны. Но на самом деле преимуществ у южной столицы гораздо больше.

Справка “КАРАВАНА”

В визит-центре и его филиалах гости могут получить полную информацию о городе, транспортных маршрутах, гостиницах, хостелах, ресторанах, месторасположении театров, музеев, торгово-развлекательных центрах и как до них добраться, о точках, где можно купить национальные сувениры, поменять валюту, заказать экскурсии и т. д. Всё это можно найти и на сайте Туристского информационного центра Алматы. А еще там есть календарь мероприятий – от расписания спортивных соревнований и репертуара театров до разовых акций. И – на всякий случай – где и как получить немедленную помощь при экстренной ситуации.

Голова барана – больше не ужас-ужас

– К преимуществам Алматы, – продолжает Рашида Шайкенова, – надо отнести еще и климатические условия. Наш город – всесезонный. Сюда прибывает больше авиарейсов. Следовательно, больше пассажиропоток. И каждый второй гость Казахстана – “наш”. В Алматинской агломерации больше самых разнообразных туристских ресурсов: буквально сразу за окраинами начинаются национальные природные парки. Таких уникальных заповедников буквально в шаговой доступности ни в Европе, ни в Азии нет – от пустынь и гор до рек, лесов и озер. Именно поэтому в Алматы приезжают в основном любители дикой природы.

– И что говорят “понаехавшие”?

– Те, кто приезжает к нам не в первый раз, отмечают очень большие изменения в лучшую сторону. Туристы из ближнего и дальнего зарубежья вообще считают, что Алматы – очень комфортный город для любителей путешествий: пешеходные улицы, отличная транспортная структура, широкая сеть общественного питания на любой вкус: от европейской до азиатской кухни, включая традиционную казахскую.

Например, раньше боялись показать иностранцу на дастархане приготовленную баранью голову. А ее по старинному обычаю подавали самому почетному, уважаемому гостю! Корни этой традиции уходят в глубокую древность – к истокам тюркской цивилизации. Сегодня уже не боимся. Как американец проводит для алматинцев и гостей города уникальные экскурсии

В Алматы много музеев – есть что посмотреть, прикоснуться к культуре кочевников, тюркской цивилизации. Хватает историко-архитектурных памятников. Бешеными темпами растет гостиничная сеть, особенно число дешевых хостелов. В последние годы туристы предпочитают останавливаться именно в них. Потому что там они только спят. Мобильные люди, настоящие кочевники! С утра до вечера у них бесконечные экскурсии. Кстати, самые опытные игроки рынка, которые много лет работают по привлечению гостей – не важно, внутренних или “въездных”, – уже обросли постоянными клиентами. Они сумели заработать себе положительную репутацию. Я бы еще отметила важную роль городского акимата в продвижении Алматы как центра притяжения туристов. Особенно за последние лет 5–6. Кстати, решение о продвижении Алматы как отдельной дестинации на крупных международных выставках совершенно не случайное. Создание “Visit Almaty” – одна из главных причин.

Справка “КАРАВАНА”

По итогам прошлого года Нур‑Султан и Алматы попали в десятку самых романтичных городов СНГ – официальная столица на 2-м месте, южная – на 6-м (на первом месте Тбилиси). По мнению аналитиков международного агентства “ТурСтат”, эта “горячая десятка” – лучшие локации для романтического уикенда.

Своими руками, своими ногами

– Рашида, насколько больше гостей стало прибывать в Алматы из ближнего и дальнего зарубежья?

– Хм-м-м… Статистика есть, но она несовершенна. Можно сказать, что сейчас эти потоки переформатируются. Если раньше основной доход в казну города приносили бизнесмены, то сегодня они уходят в сторону Нур-Султана. Зато здесь растет поток экотуристов. Да, очень важное наблюдение. Раньше мы долго “продавали” только природу, не наполняя ее другим содержанием – нашей историей и культурой. Сегодня рынок меняется. В акимате Алматы начали изыс­кивать различные средства и способы, чтобы расширить кругозор приезжающих, показать им наши национальные обычаи и традиции, а не только кухню.

– Вы имеете в виду центр ремесленников “Qazaq-Oner”?

– Не только. Таких мест, где гости могли бы познакомиться с настоящими народными традициями – песнями, танцами, обрядами, играми и так далее – мало. Надо не просто показывать нацио­нальное ремесленничество: как войлок валяют, как ювелирку и гончарку делают, шьют одежду, чапаны, саукеле, корпешки, изделия из кожи и многое другое. Там бы еще и мастер-классы для путешественников организовать – чтобы люди могли попытаться сами что-то сделать своими руками Многие туристы готовы попробовать свои силы, испытать себя в таких шоу. Подобный якорный проект в Алматы, нацеленный на повышение деловой активности, давно необходим. В том числе в рамках государственно-частного партнерства.

– Что-то типа Испанской деревни в Барселоне, где представлены все провинции королевства, где есть действующие мастерские ремесленников, кухни, винокурни и даже монастыри?

– Да-да! Город мог бы пополнять казну на таких шоу. Конечно, основная цель любого бизнеса – заработать. Но надо расширять эти возможности. Это же новые рабочие места, налоги. Ну и новые локации для туристов, конечно. Казахстан, включая Алматы, был частью Шелкового пути. Так что тут еще много возможностей для повышения инвестиционной привлекательности южной столицы.

– Современные путешественники – те же кочевники?

– В какой-то мере.

Справка “КАРАВАНА”

В этом году, если верить официальным данным, государственные национальные природные парки “Алтын-Эмель” и Иле-Алатауский национальный парк посетили почти 200 тысяч зарубежных и отечественных туристов. Музеи Алматы – около 20 тысяч.

Все хотят быть наверху

В сентябре этого года аналитики Всемирного экономического форума поставили Казахстан на 80-е место в рейтинге “Конкурентоспособность туризма и путешествий 2019 года”. Странно. В этот список не попали Беларусь, Молдова, Туркменистан и даже Узбекистан. Хотя последний чаще Казахстана мелькает в рекламных роликах на канале “Euronews”.

Еще один факт. В глобальном рейтинге самых популярных городов для туризма, согласно исследованию Mastercard, Алматы занял 157-е место из 162 городов планеты по итогам 2018 года. Скажете – провал? Не сумели забраться повыше?

Президент (он сам себя так называет) маленькой турфирмы “Шаг” Куатбек АМАНБЕК откомментировал эти сообщения просто:

– Скорее всего, мы так низко, что к нам из Европы долго лететь. И дорого. А в Катманду, что, дешевле? Но туристов становится больше с каждым годом. Я за пять лет в наши горы поднял полторы сотни иностранцев. И все домой здоровыми вернулись. Потом некоторые еще и друзей-коллег привозили сюда. Потому что у них узун-кулак тоже работает.

– И успешно?

– Лет пять назад обратился один немец – захотел “взять” пик Талгар. Там без “копеек” 5 тысяч метров. Спрашиваю: откуда о нем знаешь?

А он отвечает: работал по контракту в Тусоне – американском городе-побратиме Алматы. Там и узнал, что у вас горы есть. И даже выше Альп.

С нашим парнем поднялся. В позапрошлом году привез приятеля – оба взяли все “три головы” пика Абая. И потом еще неделю в городе тусовались. Сам их потом в аэропорт отвозил. В следующем году опять приедут. Уже вчетвером. Еще выше хотят полезть.

Мне вообще нравятся люди, желающие подняться повыше, которые поднимают планку. Я не только о горах. Сравнивать то, что было в Алматы лет 10–15 назад в сфере поддержки туризма, и то, что сейчас, – даже не две, а три-четыре большие разницы! Когда опять заработала канатная дорога на Коктобе – народ туда потянулся.

Люди всегда пытаются забраться повыше, чтобы сделать панорамные снимки города и окрестностей.

В Гонконге – это пик Виктория, в Праге – Вышеград, в Москве – Воробьевы горы, в Париже – Эйфелева башня, в Барселоне – Монжуик. А у нас – Коктобе. Поэтому я не понимаю тех идиотов, которые считают, что в рейтинге лучших туристических городов Алматы занимает только 157-е место. В мире сотни тысяч городов – и есть даже больше Алматы. У них, наверное, история длиннее, кухня какая-то своя особенная, какие-то памятники исторические есть. Почему тогда их в этот список не включили? Да, а сколько у нас городов-побратимов в мире, где можно продвигать Алматы как туристический кластер? Штук пять-семь? Они в этом рейтинге присутствуют? Нет?

– Не все.

– Да ну!..

Справка “КАРАВАНА”

Города-побратимы Алматы: Тусон (США), Ренн (Франция), Тэгу (Южная Корея), Москва, Казань, Санкт-Петербург (Россия), Бишкек (Кыргызстан), Минск (Беларусь), Вильнюс (Литва), Рига (Латвия), Стамбул (Турция), Будапешт (Венгрия), Александрия (Египет).

– Тогда жду турок, египтян, венгров, литовцев, латышей. Қош келдіңіздер! Давайте вместе рискнем, побратимы! Безопасность гарантирую.

– Куатбек, а что сейчас больше интересует зарубежных путешественников в Алматы?

– Всякая дичь! Фотоохота уже вышла на первый план в рейтинге туризма. Даже иностранцы знают, что в наших горах можно снять любительский сериал о животных в естественной среде – от птиц, бабочек и козлов до волков, барсов и медведей. Но тут нужны специальные люди с опытом и обязательно с профессиональным сопровождением от природоохраны. Потому что такая “охота” должна завершиться возвращением клиентов домой без травм. В Южной Америке, Африке подобные туры страхуют. Я пока не готов рисковать – у нас эта схема еще не отработана до конца. «Казахстан — это невероятно красиво» — иностранцы поделились впечатлениями об отдыхе в РК

– Горы-степи-реки-озера-петроглифы на скалах – туристы это всё увидели. А что показать им еще в Алматы?

– Ха-ха!.. Уже несколько лет все мои клиенты из Санкт-Петербурга требуют отвезти их на Тулебайку, где стоит памятник Виктору Цою. Он же наш, казахстанец, родился в Кызылординской области. А всю сознательную жизнь прожил в городе на Неве. Питерцы всегда цветы к этому памятнику приносят. Девушки плачут. Хотя какие девушки – им уже давно за 40–50 лет (хмыкает). Да, всем туристам, конечно, нравится наш Арбат. Там еще не такой здоровенный блошиный рынок, как в Лиссабоне на проспекте Свободы или в нью-йоркском районе Сохо. Но час-полтора там очень полезно можно убить время. И что-то купить в качестве сувениров. Торг тут всегда уместен…

Поедем – посмотрим

Обзвонил несколько алматинских туркомпаний, которые устраивают экскурсии для горожан и гостей южной столицы. Во всех отмечают растущий интерес жителей Нур-Султана, Караганды, Тараза, западных областей республики. Многие приезжают повторно с друзьями и родственниками. Больше стало путешественников из России, Беларуси, Украины.

По словам Нурлана, менеджера компании “Керемет Тур”, активизировались страны Европы.

Город их мало интересует, в основном народ тянется на Большое Алматинское озеро, Чарынский каньон, Кольсайские озера и Каинды, в национальные природные парки. И, конечно, на “Шымбулак” с “Медеу”.

– Насчет экскурсий по городу – не знаю, – сказал он, помолчав. – Видимо, тот, кто первым займется этим, сумеет занять нишу надолго…

Когда я разговаривал с Нурланом, он еще не мог знать, что такой маршрут в Алматы на прошлой неделе появился. Он охватывает “золотой квадрат”, исторический центр и частично другие районы Алматы. Для пассажиров автобусов “Sightseen tours” есть аудиогид-система.

Турист получает на входе наушники, а там – рассказ о достопримечательностях города пока только на трех языках: казахском, русском и английском. В пути эти автобусы делают 8 остановок.

Человек может выйти на любой, осмотреть объект (это могут быть баня “Арасан”, Центральный парк отдыха с зоопарком, Музей казахских народных музыкальных инструментов или что-то еще), а потом вернуться на остановку и дождаться следующего автобуса. Билет на такую поездку можно купить на день или на два.

Жандарбек АКТОТАЕВ, Алматы