Мы за ценой не постоим?
– Горожане обеспокоены разговорами о том, что стоимость проезда в общественном транспорте вырастет до 100 тенге?
– Да, повышение планируется, перевозчики оказались в непростом положении – повысилась стоимость ГСМ. Согласно Закону о транспорте, мы должны пересмотреть стоимость с учетом инфляции. Сейчас собираем предложения от перевозчиков и делаем усредненную цену. Но сегодня еще нет утвержденной Министерством транспорта и коммуникаций методики расчета тарифов, в сентябре они должны быть утверждены. Предварительно рассматривается повышение стоимости проезда до 80 тенге. Но с учетом сохранения прежней цены на общие и льготные проездные. Там расчетной ценой так и останутся 50 тенге. На льготный проезд из бюджета только в этом году в виде субсидий выделено 570 миллионов. Мы сделали адресные проездные билеты только тем, кто нуждается, – не так, как раньше, для всех студентов. Но не все пользуются общественным транспортом. Ситуация показала, что из 220 тысяч студентов только 25 тысяч ездят на автобусах. То же самое с пенсионерами и школьниками.
Откуда жалобы растут
– На каком этапе воплощения находится сейчас идея акимата по переводу общественного транспорта на газ? В чем причина загвоздки этого проекта?
– В этом году у нас стал работать муниципальный парк. За счет кредита, взятого в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР), 200 автобусов переведены на природный сжатый газ. “Казтрансгаз” построил нам одну заправку. Но есть проблемы по строительству газовых заправочных станций – до конца года должны построить еще три заправки. Частные перевозчики тоже за то, чтобы переводить свои автобусы на газ.
– Будет ли увеличено в ближайшее время количество муниципальных маршрутов?
– У нас 9 маршрутов на 200 машин – это предел. Создание второго парка сейчас обсуждается, нужен еще кредит. Есть сложность с территорией для парка, но этот вопрос должен решиться.
– Кредит на автобусный парк взял акимат города?
– Нет, у нас есть предприятие “Алматыэлектротранс” со стопроцентным участием государства, на него оформили кредит, но при поддержке акимата. Кредит взят на 10 лет.
– Поступают жалобы на муниципальные автобусы – в них грязно, люди жалуются на гонки, которые устраивают водители…
– Сейчас поступают жалобы, на них мы реагируем. Удивляет, почему автобусы грязные, ведь у нас в парке работает современная мойка. Мы подняли зарплату, чтобы улучшить качество. И желающих работать много. Проводим специальное обучение, так как у газового транспорта более высокая опасность. Но факты гонок есть, дано распоряжение полностью проверить все маршруты.
Как разгрузить барахолку
– Что будет с валидаторами? До каких пор будут мучиться и пассажиры, и водители?
– Это больной вопрос. Валидаторы были внедрены компанией на ее собственные деньги, но не учли человеческий фактор, что и водитель, и кондуктор заинтересованы в наличных деньгах без учета. Новая система предусматривает проезд по электронным карточкам, на которые будут загружать деньги.
– Как будет решен вопрос с общественным транспортом на знаменитой алматинской барахолке? Кажется, что сотни перевозчиков пытаются там заколачивать деньги и их никто не контролирует…
– Проехать около барахолки действительно очень сложно. Здесь много вопросов, которые нужно решать, – и парковки, и загруженность пригородными автобусами. В этом году мы заканчиваем систему оптимизации маршрутной сети города Алматы. Сегодня некоторые маршруты идут через весь город, заезжая на барахолку и все базары. Мы будем сокращать и наводить порядок. Пригородные автобусы не будут заезжать в город – на ту же барахолку. Организуем разворотные площадки, это позволит разгрузить участки Алматы, где большой пассажиропоток.
“Рогатым” нет места в городе?
– На каком этапе проект по электричкам?
– Проект по легкорельсовому транспорту по улице Толе би есть, но вопрос упирается в деньги. Есть предложения частных предприятий, которые готовы приобрести подвижной состав и эксплуатировать его в течение 30 лет. Но есть загвоздка – это не позволяет сделать закон. Ведь бизнесмен должен вернуть затраченные деньги, город должен частично возмещать ему затраты. Мы считаем, что данный транспорт должен возить в город людей из Алматинской области – из Талгара, Капшагая, Каскелена. У нас ежедневно 200 тысяч авто въезжает с иногородними, это бы позволило решить отчасти проблему заторов.
– Нужен ли такой вид транспорта в Алматы, как трамвай? У нас узкие улицы, нет места…
– Конечно же, у Алматы есть такая особенность, но трамваи нужны не везде.
На метро в год нужно два миллиарда
– В редакцию позвонили гости Алматы, они рассказали о жутком состоянии троллейбусов, курсирующих по маршруту около вокзала Алматы II, – прогнивший пол, дыры, сломанные сиденья, грязные поручни…
– Да, мы знаем, троллейбусы у нас устаревшего образца, объявили тендер под правительственную гарантию. На выделенные кредитные средства будет закуплено 200 новых троллейбусов. В конце I квартала 2012 года планируем запустить.
– Определена ли уже стоимость проезда в метро? На каком этапе сейчас строительство метрополитена?
– Есть все основания говорить, что 1 декабря метро будет запущено. Пока расчетная стоимость проезда в метро – 75 тенге. Мы не думаем, что все сразу пересядут в метро. Пассажиропоток по этой ветке не будет большим. О выгоде можно говорить лишь тогда, когда будут введены другие ветки. Поэтому придется дотировать метро. Нужно около двух миллиардов тенге в год.