Лучшие из худших: почему казахстанские школьники стали еще хуже - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Лучшие из худших: почему казахстанские школьники стали еще хуже

Лучшие из худших: почему казахстанские школьники стали еще хуже

На неделе стали известны результаты международного тестирования школьников на функциональную грамотность PISA-2018. Их с нетерпением ждали все независимые эксперты в образовании: впервые проверялись знания тех детей, кто успел поучиться по обновленной программе. Итог: мы – в десятке худших.

  • 6 Декабря 2019
  • 3196
Фото - Caravan.kz

И нельзя говорить о том, что остальные страны поумнели, просто наш собственный результат существенно просел.

Никогда не говори: “Я ошибся”, лучше скажи: “Надо же, как интересно получилось”

Украина в тестировании PISA в прошлом году участвовала впервые. По итогам экзамена их школьники стали 39-ми. Украинский министр образования назвал результат катастрофическим.

Казахстан участвует в PISA с 2006 года, в первом тестировании мы вошли в десятку лучших по математике, в этом стали 71-ми из 79 стран-участниц. Министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ призвал не делать поспешных выводов. Низкие результаты казахстанских подростков на своей страничке в “Фейсбуке” он объяснил так:

“Во-первых, тест впервые для Казахстана прошел в компьютерном формате. Для наших детей это первый подобный опыт. Стоит также учесть, что в тесте нет возможности вернуться назад к предыдущим вопросам. Традиционно ученики привыкли возвращаться или пересматривать свои ответы. Этого они не могли сделать по сравнению с бумажной версией”.

Как уверяет министр, даже такая продвинутая в технологиях страна, как Корея, когда в 2015 году сдавала впервые этот тест на компьютере, ухудшила свои результаты на 30 баллов по математике, 22 – естествознанию и 18 – чтению.

Причиной низких результатов министр считает то, что от Казахстана удар держали частично – девятиклассники, частично десятиклассники, в то время как во всем мире 15-летние школьники в основном учатся в 10-м классе.

Оставим на откуп молодежи косвенные обвинения в отсутствии компьютерной грамотности, хотя в то, что подростки перепутали правую и левую кнопку мыши, слабо верится.

Самое интересное в словах министра – это сентенция о том, что, мол, школьники не учатся по обновленному содержанию, а значит, по сути, с ведомства и спрашивать нечего.

– Семь лет уже прошло! Новые учебники – есть, подходы новые есть. Где результат? – говорит депутат мажилиса Ирина СМИРНОВА.

Слова министра образования она считает не более чем отговоркой. А нужно, по мнению учителя с многолетним стажем, действовать:

– Мы принимаем закон “О статусе педагога”. Я считаю, что в этом законе надо прописать для учителей достойную заработную плату, чтобы в образование шли лучшие, – уверена она.

Именно с достойной оплаты труда педагогов, по мнению Ирины Смирновой, надо было начинать реформу образования, а уж обновленная ли программа преподается в школе или старая – дело второе.

НИШ: Ведь ты этого достойна!

В то же время в качестве аргумента в пользу обновленной программы Асхат Аймагамбетов приводит результаты девятиклассников из Назарбаев интеллектуальных школ (НИШ): по читательской грамотности 511 баллов, математике – 554 балла, естествознанию – 526 баллов. Их результаты соответствуют показателям топ-лидеров PISA-2018.

Если так, то, как уверена Ирина Смирнова, надо все школы финансировать так же, как НИШ.

Сейчас же на одного ученика обычной школы выделяется ежемесячно 17 тысяч тенге, а на ученика НИШ – 200 тысяч тенге.

В итоге за классом в 10 человек в НИШ следит классный руководитель, учитель-предметник и помощник учителя. Сюда же стоит прибавить, что в НИШ, согласно регламенту, попадают самые способные дети. Так что сравнивать результаты элитной школы для одаренных детей со средними – мягко говоря, некорректно. Смотришь в книгу: почему школьные учебники в Казахстане такие дорогие и в них столько нелепиц

В то же время педагог-психолог, кандидат педагогических наук, профессор Федор ВАССЕРМАН предлагает пойти дальше и задуматься о том, насколько целесообразна обновленная методика образования в целом.

– Обратите внимание – у нас в педагогике сейчас абсолютная тишина.

Из Казахской академии педнаук сделали какую-то карманную лабораторию при МОН.

У нас центром, который диктует правила развития образования, стали НИШ. При этом за работой самих НИШ нет никакого контроля: их ученики даже ЕНТ не сдают. По сути, минобр превратился в ретранслятор идей НИШ, – говорит он.

– Наука не имеет никакой политической принадлежности. Самое главное, от чего отказались, – это научный закон о постепенном развитии ребенка через функциональные навыки. Что это значит? В советское время готовность ребенка к школе определялась не возрастом, а наличием функциональных навыков: счет, чтение, письмо и так далее. И во главу угла ставилось улучшение именно этих навыков. Что же у нас есть сейчас? На обсуждение темы классу выделяется академический час. То есть образование стало информационным, – объясняет ученый.

“Х” или “Y”?

Так что же такое тест PISA и почему ему уделяется такое внимание? Это международное исследование, которое проводится раз в три года. И тестирует именно функциональную грамотность подростков.

Если говорить о математике, то это, например, не умение складывать и вычитать, знание, как найти “Х” или “Y”, а вычислить процент налога в магазине или конвертировать цену из одной валюты в другую.

Чтобы человек овладел функциональной грамотностью, объясняет Федор Вассерман, нужно в образовании придерживаться строгой последовательности: знание – умение – навык.

Давайте поймем, как последовательность работает на примере чтения. Ребенок знает, что надо много читать, чтобы разбираться в текстах. Он учится читать. Он много читает и за счет этого начинает отличать художественный текст от публицистического, официального и так далее. То есть формируется навык.

Современная же казахстанская методика не говорит о пользе чтения, не мотивирует читать, зато требует, чтобы ребенок разницу между типами текстов видел. Вот только с функциональной грамотностью это всё не имеет ничего общего. Поэтому в международных тестах мы с каждым годом и показываем результаты всё хуже и хуже.

НУР-СУЛТАН