К сожалению, все к этому и шло. После скандала на чемпионате мира в Австрии в конце февраля Алексею не удалось оправдаться перед международным лыжным сообществом. Тогда Полторанин был задержан полицией вместе со спортсменами из Австрии и Эстонии по подозрению в связях с доктором Марком Шмидтом, который снабжал допингом не только лыжников.
Алексей бежал из сборной, ни с кем не объяснившись.
Не выходил он на связь и с представителями Международной федерации лыжного спорта (FIS), и с антидопинговыми службами. Единственный комментарий: “Да, было намерение принять “кровяной допинг”, но до самой процедуры дело не дошло”.
Между тем обстановка вокруг Полторанина только ухудшалась. Задержанные вместе с ним спортсмены во всем признались и были дисквалифицированы на четыре года каждый. А один из них, австриец Макс Хауке, предстал перед судом. Он обвиняется в том, что благодаря допингу незаконно присваивал финансовые средства, а именно, призовые за гонки. Если его вина будет доказана, то Хауке сядет в тюрьму на срок от 6 месяцев до 5 лет.
Под суд пошел и бывший тренер Алексея, эстонец Мати Алавер, который снабжал спортсменов контактами доктора Шмидта. Ему, по большому счету, повезло. Он отделался одним годом условного заключения. В Эстонии законы тоже суровые. К примеру, выписывание препарата для использования в качестве допинга считается в стране уголовным преступлением.
FIS обвиняет Полторанина в нарушении антидопинговых правил. Об этом она уведомила всех заинтересованных лиц.
У нашего лыжника осталось две недели, чтобы согласиться с обвинениями либо предоставить доказательства своей невиновности. Впрочем, если за 9 месяцев расследования Алексей не нашел времени или желания сообщить о своем алиби, то…
Молчание Полторанина, конечно, не идет ему на пользу. К сожалению, менталитет казахстанских спортсменов таков, что ответом на все обвинения становятся “я ни в чем не виноват”, “меня оклеветали” и т. п. На Западе к этому относятся иначе. Там признаться в своих грехах находят моральные силы даже такие звезды, как американский велогонщик Лэнс Армстронг. Только представьте, какую пользу для чистоты будущего нашего спорта могут принести люди, чья вина в применении допинга доказана, если они на собственном примере предостерегут молодежь от неверного шага. Но вместо этого подрастающее поколение воспитывается на лжи. Кто же Алексей Полторанин: наглый мошенник или невинная жертва обстоятельств?
К сожалению, профессиональный спорт в Казахстане уже четко ассоциируется с допингом. Ну как государственная служба с коррупцией. Чиновники же тоже себя виноватыми не считают – они жили по законам того мира, в котором оказались.
С профессиональным спортом – аналогичная ситуация. Оказываясь в нем, молодой человек попадает в систему, правила которой он либо принимает, либо оказывается за бортом. Со своим уставом в этот монастырь не лезут, и донкихоты, сражающиеся с ветряными мельницами, там не нужны. Это, кстати, касается не только вопросов допинга, но и многого другого – судейства, распределения финансов и т. д.
Профессиональный спорт – отдельный мир, некоторые законы которого могут ужаснуть обывателя.
И когда критическая масса превышает все допустимые нормы, случаются громкие коррупционные скандалы, как, например, в любительском боксе или футболе, или судейские, как в свое время в фигурном катании.
А с допингом (или, скажу так, со спортивным мошенничеством) бороться необходимо. Причем всем странам совместно, принимая общие законы. Только в этом случае настанет день, когда в профессиональный спорт придет не один, а целое поколение молодых людей, не желающих жить по нынешним правилам.