Четвертого декабря Первый канал Евразия выпустил сюжет, в котором рассказывалось, как нелегко приходится чиновникам сельских районов из-за бесконечных визитов проверяющих, а также о том, как много денег на это уходит.
К примеру, в Западно-Казахстанской области супруги чиновников жалуются на бесконечные визиты делегаций. Их мужьям приходится не только отчитываться перед начальством за выполнение госпрограмм, но и демонстрировать щедрое гостеприимство, что сильно сказывается на семейном бюджете.
Как заявила руководитель антикоррупционного офиса в Уральске Алия Салиева, иногда семьям госслужащих приходится жить без зарплаты с весны до осени, все из-за того, что для проверяющих каждый раз необходимо организовать застолье. На такие банкеты нередко приходится тратить деньги из семейного бюджета.
Визитами чиновников в районы заинтересовалось вышестоящее руководство и приравняло командировки с обязательным застольем и проводами к коррупционным действиям.
В связи с этим редакция медиа-портала Caravan.kz выяснила, насколько актуальна эта проблема для регионов страны и сколько денег уходит на подобные "встречи руководства".
Дастарханы чиновников, ставшие достоянием общественности
На самом деле это далеко не первый подобный случай в нашей стране, когда чинопочитание оборачивалось настоящей проблемой для сельских руководителей.
К примеру, в середине ноября 2017 года в Северо-Казахстанской области произошел казус с акимом Амангельдинского сельского округа Есильского района. Выяснилось, что бастык вместе с уважаемыми гостями устроил застолье с обильными возлияниями посреди рабочего дня в юрте, которую расположили на природе. Примечательно, что там присутствовали и сотрудники акимата, которые выполняли роль прислуги и убирали за начальником.
За такое развеселое гулянье аким был уволен с должности.
Схожий случай произошел в этом году в ВКО, там сельский глава поселка Октябрьского района Алтай требовала, чтобы подчиненные скинулись из полученных премиальных по 20 тысяч тенге на проведение праздничного мероприятия для будущих гостей. Один из сотрудников воспротивился и заявил об этом случае в антикоррупционную службу. В свою очередь глава сельского округа не согласилась с обвинением. Мол, намерения были обоюдные и благородные.
Однако благодаря проведенному расследованию попытка незаконного сбора денег была подтверждена и акима уволили с должности.
Критика руководства
Примечательно, что о таком излишнем гостеприимстве неоднократно высказывались и видные отечественные деятели. Причем в негативной форме.
К примеру, руководитель антикоррупционной службы Алик Шпекбаев заявлял, что подобные командировки ревизоров регулярно сопровождаются поборами, застольями и подношениями. По его словам, острота проблемы подтверждается многочисленными жалобами, особенно от госслужащих областного, районного и сельского уровней.
«На каждую командировку проверяющим выделяется достаточно средств, покрывающих расходы на логистику, проживание и питание. Однако зачастую ревизоры, отправляясь в регионы, умудряются не потратить и тиына из выделенных денег», — написал г-н Шпекбаев в Facebook.
Кроме того, он отметил, что, заведомо зная аппетиты контролеров, местные руководители нередко обращаются за помощью к бизнесменам, чтобы "на уровне" встретить начальство. Особенно главу антикоррупционной службы возмутило, что региональные госорганы по умолчанию принимают и даже поддерживают на плаву этот "институт", изощряясь в организации более интересного и нетривиального досуга для гостей.
Сколько денег тратит государство на подобные командировки
В текущем году специальная мониторинговая группа провела анализ коррупционных правонарушений. Общественный деятель Мурат Абенов рассказал о результатах.
По его словам, самая массовая область коррупционных преступлений в Казахстане – это встреча гостей, разных чиновников и представителей центральных органов, областных органов, руководства, которое приезжает на проверку и с инспекцией и т.д. Г-н Абенов убежден, что такие действия не показатель гостеприимства, а коррупция.
«Один день командировки чиновника, который приехал в аул или районный центр, составляет примерно 15 тысяч тенге. Один день в областном центре может доходить до 25 тысяч тенге, в крупных городах — до 50 тысяч тенге. При этом мало кто приезжает на один день. И одна поездка может доходить до 100 тысяч тенге », — привел данные Мурат Абенов.
Эксперт считает, что в этом коррупционном преступлении участвуют и те, кто встречает, и те, кто получает. Причем очень часто заставляют собирать деньги с нижестоящих и самых низкооплачиваемых работников.
"Не более одного барана, 10 литров водки и трех проституток" — Мурат Телибеков о правилах поведения для чиновников в командировках
Кроме того, корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с общественным деятелем Муратом ТЕЛИБЕКОВЫМ, дабы узнать у него, почему в Казахстане так распространена культура чинопоклонства среди политиков.
— Это давняя традиция казахов, уходящая корнями в прошлое. Я негативно отношусь к чинопочитанию, но следует признать, что в этом не только проявление лести и угодничества. Гостеприимство у нас в крови. Если гость отказывается от угощения, это считается дурным тоном. Более того, хозяин дастархана может воспринять подобный отказ не только как личное оскорбление, но и как неуважение к народным традициям. Наверное, здесь нужно соблюсти «золотую середину». Восточный дастархан – это арена дипломатии, за которым испокон веков решались важные государственные вопросы. «Высший пилотаж» чиновника – умение почтить традиции и в то же время сохранить статус-кво.
— Можно ли расценивать такие действия, как коррупцию?
— К сожалению, у нас пока не сформировался кодекс поведения современного чиновника, поэтому некоторые порочные традиции воспринимаются как норма жизни. Ни для кого не секрет, что пышные застолья для ревизоров и проверяющих — это своеобразная взятка. Сюда следует добавить обильные возлияния, сауны и проституток. Весь этот "джентльменский набор" часто сопровождает больших и малых начальников в служебных командировках. Конечно же, антикоррупционная служба должна пресекать подобные привычки. Будь моя воля, я издал бы специальную памятку, в которой подробно изложил бы, как следует вести себя госслужащим в служебных командировках. Например: запретить за время ревизии съедать более одного барана, выпивать более 10 литров водки и пользоваться услугами более трех проституток. Расписывать нужно все четко, ясно, конкретно, дабы не было всяческих лазеек для изворотливых людей. Кстати, радикальные меры здесь недопустимы. Действовать нужно медленно, дозы уменьшать постепенно. Мздоимство – это как наркомания. Если мгновенно лишить чиновника возможности получать взятки, у него начнется «ломка». Он может умереть, взбеситься или устроить государственный переворот.
— Есть ли здесь вина чиновников, которые, прибывая с проверкой, не отказываются, а то и требуют приема, угощения и застолья? К примеру, на Западе госслужащие во время командировок напрочь отказываются от такого, так как там это расценивается, как правонарушение.
— Конечно же, инициатива исходит прежде всего от самого чиновника. Наши бастыки часто требуют не только приема, но и памятных подарков. Помню, как, будучи преподавателем Национального аграрного университета, вынужден был сдавать деньги заведующему кафедрой для приема очередной комиссии из министерства. Меня это шокировало, ибо в других университетах ничего подобного я не видел. Но больше всего удивила реакция преподавателей. Они воспринимали происходящее как нечто само собой разумеющееся.
Согласен с вами в том, что на Западе подобное не допускается. Знаете, что больше всего меня удивляет? Многие наши чиновники получили хорошее образование в зарубежных университетах. Казалось бы, они должны привнести в общество прогрессивные идеи, современные нравы и утонченный этикет, принятые в этих странах. Увы, мы наблюдаем парадоксальную картину! Некоторые молодые люди не только не приобретают благородный нрав, но утрачивают даже те моральные устои, с которыми покидали родину. Они возвращаются домой настоящими хищниками, дикарями.