Электронные услуги: где и как их можно получить? - Караван
  • $ 478.16
  • 534.92
+15 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Электронные услуги: где и как их можно получить?

Электронные услуги: где и как их можно получить?

Государство выделяет огромные деньги на то, чтобы граждане могли получить нужные им госуслуги быстро, своевременно и без нервотрепки – через электронное правительство. Какие услуги можно получить от наших министерств, акиматов и прочих ведомств, не выходя из собственного дома, через Интернет?

  • 26 Августа 2011
  • 4430
Фото - Caravan.kz

Акимат Алматы (www.e-uslugi.almaty.kz)

Алматинцы могут получить сразу несколько интерактивных услуг через Интернет.

Во-первых, на этом сайте собрана информация о различных видах услуг, например, как подать заявление в загс, выложен перечень из 33 услуг, которые оказывают ЦОНы, с подробным описанием стоимости, необходимых документов и ссылками на законы.

Но, получив эту информацию, гражданам все-таки придется встать и пойти своими ножками до того же ЦОНа. Это лишь информационные услуги.

Есть на сайте и так называемые интерактивные услуги – когда получаешь не просто совет, но и реальный результат. Таких, правда, не так много, и некоторые из них вызвали у нас вопросы.

Например, услуга по поиску лекарственных средств в аптеках города и оказываемых медицинских услуг представляет собой сплошную рекламу. Сколько мы ни задавали диагнозов, “электронные чиновники” так и не посоветовали нам обратиться в поликлинику за бесплатной помощью. А ведь хотелось бы именно этого!

Зато очень интересной оказалась услуга “просмотр информации о штрафах за нарушение скоростного режима”. “Информация предоставляется о нарушениях скоростного режима, совершенных по проспектам Суюнбая, Достык, Аль-Фараби, ул. Дулати (дорога на Алмаарасан). Нарушения зафиксированы техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, гласит сайт. Достаточно вбить госномер транспортного средства и номер техпаспорта. Для данной услуги не требуется даже регистрация на сайте.

А вот информация, носящая конфиденциальный характер, так просто не выдается. Чтобы воспользоваться услугой “просмотр текущей очереди в рамках Государственной программы жилищного строительства 2008 – 2010”, необходимо зарегистрироваться на сайте. Регистрация требуется и при отправке официального электронного обращения в акимат г. Алматы.

Электронные чиновники обещают, что такое обращение будет официально зарегистрировано в канцелярии. Важно правильно указать паспортные данные и действительный адрес прописки.

Кстати, результаты вашего обращения вы сможете получить на свою электронную почту. Если ответ задерживается, на сайте можно увидеть, кому отписано ваше письмо на исполнение и в какие сроки должно быть выполнено.

“Сотрудники канцелярии могут отказать в регистрации обращения, о причине отказа вас проинформируют”, сообщается на сайте.

И последнее ноу-хау в списке интерактивных услуг: регистрация и постановка на учет безработных граждан. Правда, эта услуга на стадии испытаний, поэтому воспользоваться ею пока могут только жители Жетысуского района.

Получаем лицензии (www.elicense.kz)

Главная ценность этого сайта (помимо информации) – возможность подать заявление на получение лицензии прямо из дома.

Для того чтобы воспользоваться услугой, необходимо получить электронную цифровую подпись и зарегистрироваться на сайте. После этого вы получите доступ в систему, подадите электронное заявление, выберите вид деятельности, подвид, укажите территорию деятельности. Заполните в специальной форме необходимые личные данные.

Подробная инструкция по поводу того, как получить и оплатить лицензию, есть на сайте, также можно посмотреть видеоролик с пошаговой инструкцией.

Платим налоги (www.salyk.kz)

Наверное, это одна из самых востребованных услуг, которые предлагают населению в электронном виде. Но для ее получения необходимо будет опять-таки лично сходить в районное отделение налогового комитета, чтобы получить криптоключ, который позволит пользоваться услугой. Каждый налогоплательщик может завести свой налоговый кабинет и через него просматривать оплату налогов, получать уведомления и прочие услуги.

Как получить электронную цифровую подпись? (www.pki.gov.kz/cms)

Электронная цифровая подпись требуется для многих электронных услуг. Чтобы получить ее, необходимо зайти на сайт национального удостоверяющего центра РК, там пройти в соответствующий раздел и выполнить пошагово все требования. Установить “криптопровайдер” (слово страшное, но сделать это несложно, достаточно кликнуть по ссылке). Следующий шаг – подаем заявку. Проходим по ссылке, заполняем все требуемые поля и получаем номер.

Правда, после того как заявка подана, придется все-таки лично прийти в центр регистрации с необходимым пакетом документов.

К сожалению, многие услуги, указанные на сайте, нам так и не были доступны. Мы пытались зайти, например, в личный кабинет, но страница не открылась.

Электронное правительство

Предоставляет целый перечень услуг. Но большинство из них можно получить по Интернету лишь частично. Либо услуги находятся в разработке.

(www.e.gov.kz)

Как зарегистрироваться на сайте электронного правительства?

Для регистрации на портале достаточно заполнить свои данные в специальной форме. Указать ИИН (кстати, здесь же можно найти информацию в государственной базе данных физических лиц). Далее присваиваем пароль, делаем подтверждение и указываем электронный адрес.

Жениться по Интернету!

Если вы решили вступить в брак, то в электронном виде вы можете подать электронную заявку на регистрацию брака. На сайте подчеркивается, что “электронная услуга по подаче заявления на заключение брака регистрируется в электронном виде только в случае, если заявители вступают в первичный брак и оба заявителя не имеют детей”. Кроме того, есть предупреждение: “Если заявитель при подаче заявления предоставляет заведомо ложные сведения, то он несет ответственность, и в его отношении будут приняты соответствующие меры согласно законодательству Республики Казахстан”.

Вторая услуга – выдача справки о заключении брака – пока не активизирована. С разводами тоже проблема – указанные электронные услуги не работают.

Также электронное правительство предлагает зарегистрировать рождение ребенка, но и эти электронные услуги пока почему-то не работают. Другие услуги, перечисленные на сайте, тоже не доступны.

Работа и пенсия

В этом разделе можно получить услуги по трудоустройству и пенсионным выплатам. Например, нам предложили получить СИК, эта услуга бесплатная. Но, когда мы прошли по ссылке, выяснилось, что услуга не доступна. Планируемый срок завершения работ указан – 30 июля текущего года, выходит, что сроки уже вышли, а опция так и не работает?

Другая интересная услуга – информация о назначении базовой пенсионной выплаты.

За вывеской, обещающей “содействие в трудоустройстве на социальное рабочее место”, электронной услуги мы так и не нашли. Выходит, что многообещающий и такой нужный гражданам сайт пока так и не запустили в работу. А ведь услуги-то действительно востребованные.

Приобретение недвижимости. Ипотека. Коммунальные тарифы

В этом очень полезном разделе можно получить справку об отсутствии (наличии) недвижимого имущества физического лица всего за 30 минут – по крайней мере, так обещают на сайте электронного правительства. Для сравнения: для получения такой справки в бумажном виде через ЦОН потребуется целый день. Для получения услуги нужно кликнуть на ссылку “Заказать услугу он-лайн”, ввести ИИН, отправить запрос, который предварительно нужно завизировать электронной цифровой подписью. Услуга предоставляется бесплатно.

Начиная с 17 мая 2010 года во всех областных центрах Республики Казахстан справки о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках и справки об отсутствии (наличии) недвижимого имущества выдаются исключительно в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью регистрирующего органа. Электронный документ, засвидетельствованный электронной цифровой подписью уполномоченного органа, юридически равнозначен документу на бумажном носителе.

Электронные обращения

“Воспользовавшись данным сервисом, посетители портала смогут напрямую обратиться в государственные органы и оперативно решить вопрос, требующий взаимодействия с государственными органами, по Интернету – 24 часа в сутки и 7 дней в неделю” – так многообещающе выглядит информация на сайте электронного правительства. Но воспользоваться этой услугой даже после многочисленных попыток нам так и не удалось. Интересно почему? Может быть, электронные чиновники ушли в отпуск?

На сайте электронного правительства можно даже занять очередь в ЦОН, выбрав город, район. Интересно, кому-нибудь из наших читателей это удалось? Поделитесь опытом!