Из норки суслика вырос… завод
Один из “золотых заводов” страны – Акбакайская золотоизвлекательная фабрика в Мойынкумском районе Жамбылской области.
Месторождение золота на Акбакае было обнаружено в 1969 году местным жителем Дюбеком Дуйсеналиевым, который в норке суслика разглядел желтый камешек.
Через несколько лет на этом месте вырос целый завод, который обеспечивал работой местных жителей.
Но в последнее время объемы производства стали сокращаться, руда беднела. Если в 1996 году произведено 1,6 тонны золота, то в последние годы показатели порой составляли несколько сот килограммов. Нужны были кардинальные перемены.
Старт проекту по увеличению производительности Акбакайской фабрики дал сам Президент страны Нурсултан Назарбаев.
Теперь на предприятии собираются внедрить новые технологии, что позволит увеличить производительность по переработке сырья – с 200 тысяч тонн руды до 1 миллиона тонн в год. Главным образом, нововведения коснулись процесса добычи и переработки, для этого наших специалистов обучат профи из Канады.
Как правительству реально включиться в реализацию программы ФИИР?
Нынешняя экономическая ситуация в мире сделала золото наиболее привлекательным активом – цены на благородный металл бьют все рекорды на фоне нестабильной ситуации вокруг нефти, акций и основных мировых валют. Значит, вложения в добычу золота должны приносить существенные дивиденды, тем более в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР).
А кто не рискует?
По данным областного управления промышленности и предпринимательства, проект по реконструкции и модернизации Акбакайского комбината обойдется в 55 миллионов долларов США. Поставлена амбициозная задача – выплавлять 2,8 тонны слитков в год. По прогнозам, предприятие способно будет перечислять в бюджет страны до 15 миллионов долларов в год в виде налогов.
Однако пока это лишь радужные планы.
– Запуск обогатительной фабрики далеко не означает успешное функционирование проекта, – считает профессор Таразского университета, доктор технических наук Рашид БАКИРОВ. – Новое оборудование, технологии дадут какой-то результат. Но возникнет вопрос экономический: за какое время проект реально себя окупит? И окупит ли вообще, если вдруг в будущем золото упадет в цене на мировых рынках?
Еще один немаловажный нюанс: разнятся оценки запасов акбакайского кластера – от 100 до 300–350 тонн, и в этом плане инвесторы пошли на большой риск, вкладывая сюда деньги.
Есть и другие риски. Шахты, по некоторым данным, подтапливаются, а это значительно осложняет процесс добычи руды. Хвостохранилища же много золота не дадут, а потому вся надежда на освоение новых месторождений.
Помогите, чем можете…
Но возникает еще одна проблема – социальная. Золотому производству придется вкладываться не только в оборудование и технологии, но и в местную инфраструктуру – а это тоже стоит немалых денег.
На повестке дня – вопрос с энергообеспечением (речь о новой электрической сети протяженностью до 130 километров) и водообеспечением (прокладывается 75-километровый водовод).
Казахстан является третьим в СНГ производителем золота, в республике имеется свыше 170 золотоносных месторождений, и более ста компаний ведут добычу благородного металла. Президентом страны дано поручение: войти в число 15 крупнейших золотодобывающих стран мира.
Да и вопрос капитального ремонта участка дороги протяженностью 110 километров, связывающей поселок Акбакай с трассой Ташкент – Екатеринбург, повис в воздухе. Дорога эта разбита буквально вдоль и поперек. Водители отказываются по ней ездить, это опасно для жизни. Областной же бюджет вряд ли потянет такую ношу. Получается, что и здесь компании придется вкладываться, ведь именно ее грузовики едут по этой дороге. Хотя дорожный ремонт грозит отвлечь основные средства, собственно, от самого проекта.
– Возможно, в этой ситуации компания могла бы рассчитывать на помощь государства, – размышляет Рашид Бакиров. – Ведь речь не идет о вложениях в производственный процесс – это бы выглядело как спонсорская помощь самим инвесторам. Вопрос можно было бы поставить в социальной плоскости – мол, рабочие места в результате реализации проекта получат около 400 человек, проживающих в Жамбылской области, и они тоже будут добираться на работу по этим же дорогам.
Но даже если правительство поможет с ремонтом дороги (все-таки речь идет о проекте, включенном в программу ФИИР), то главный вопрос повиснет в воздухе: не слишком ли дорогой ценой достанется золотой проект?
Жамбылская область