Спектакль с говорящим названием “Чудаки” поставлен заслуженным деятелем культуры РК Олегом МАЦИПУЛО по мотивам восьми шукшинских рассказов: “Крыша над головой”, “Космос, нервная система и шмат сала”, “Билетик на второй сеанс”, “Срезал”, “Миль пардон, мадам!”, “Микроскоп”, “Даешь сердце!”, “Живёт такой парень”.
Во многом выбор материала предопределил юбилей известного кинорежиссера, актера и писателя, уроженца соседнего с Восточным Казахстаном Алтайского края. В этом году Шукшину 90 лет. Однако, по словам режиссера, не менее важным было желание познакомить нынешнюю молодежь с героями 1960-х годов – вчерашними фронтовиками и детьми войны. Они мечтатели, фантазеры, изобретатели. Придумывают на сеновале перпетуум мобиле, рассуждают, как на Марсе будут цвести яблони.
– Шукшин умер в 1974 году, а сборники были им уже написаны, – отметил режиссер. – Получается, он рассказывал о начале и середине 1960-х годов. Сегодня его герои – бабушки и дедушки, но на сцене они совсем молодые. Мужикам самое многое по 40 лет, а они – фронтовики. Милые, хорошие люди, хоть и с чудачествами. Они полны оптимизма и веры в будущее, в них бездонный океан желания жить и творить.
В спектакле нет географических названий, но и так ясно: события разворачиваются в алтайской глубинке, на малой родине писателя. Казалось бы, страшная провинция, где там место культуре? Но молодые люди, воодушевленные научными открытиями, началом покорения космоса, с невероятным энтузиазмом стремятся к знаниям. Юноша ради поступления в медицинский институт и мечты стать врачом уезжает учиться в соседнюю деревню, снимает у местного плюшкина угол (“Космос, нервная система и шмат сала”). Он перебивается с хлеба на воду, но так вдохновенно рассказывает о научных достижениях, так горячо описывает завтрашний день, кажущийся пока фантастикой, что пробирает даже дремучего старика-куркуля. В сельском клубе культработник намерен оправдать доверие – поставить пьесу некоего автора из области (“Крыша над головой”). Однако по ходу рядового обсуждения пьесы самодеятельные артисты углубляются в философские темы о смысле жизни и истинных ценностях. Механизатор тайком тратит на покупку микроскопа всю семейную заначку (“Микроскоп”). И на миг, пока его хитрость не вскрылась, домочадцы с головой погружаются в невероятный микромир, скрытый в одной капле воды…
По словам режиссера, в инсценировку вошли рассказы, в которых есть шукшинское миропонимание, его философия. Его герои – это мечтатели, те, кто не согласен с нормой жизни. Те, кто сам горит идеями и окрыляет других. Даже повседневность и деревенскую рутину чудаки умудряются расцветить такими обстоятельствами, где они – герои, супермены. В сцене по рассказу “Миль пардон, мадам!” зал сопереживает сельскому мужику Броньке – вчерашнему фронтовику, прошедшему войну рядовым санитаром. Едва Бронька находит слушателей из числа городских туристов, он превращается в “воспоминаниях” в суперагента с секретной миссией. Эти мини-спектакли у вечернего костра он проигрывает с такой страстностью, с такими красочными подробностями, что ни у кого не возникает желания его прервать.
Спектакль “Чудаки” – один из немногих, где задействована практически вся труппа. Несмотря на минимум декораций, получилось стопроцентное попадание вовремя. Актерам удалось всё – типажи жителей алтайских деревень, их говорок, положительные и отрицательные герои. Художник по костюмам Айбек Самарканов сумел отразить дыхание периода оттепели, когда среди бедно одетых колхозников вдруг появились модницы в платьицах, парни – в костюмах. Особое настроение постановке придала музыкальный редактор Елена Мищенко. С помощью популярной в 1960-х песни “Калина красная” она смогла удачно соединить разные части инсценировки.
Публика на ура восприняла премьеру. Зал долго не отпускал актеров и режиссера.
– Я хотел создать в этом спектакле планету Шукшина, – признался после премьерного спектакля режиссер. – Время 60-70-х годов несло мощный культурный заряд. В тот период появились писатели, которых позже с пренебрежением назвали “деревенщики”. К ним относился и Василий Шукшин. Они писали о глубинке, деревенской жизни. И сегодня мы понимаем, что герои этих произведений – самые живые, самые настоящие.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК