На встрече в алматинском парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев ветераны возмущались тем, как в некоторых российских СМИ сегодня преподносится подвиг легендарных гвардейцев, да и сама история прославленной дивизии.
С возмущением об этом говорила и внучка прославленного генерала Панфилова – Айгуль БАЙКАДАМОВА.
Можно по-разному относиться к материалам, появившимся в Интернете и ряде российских СМИ, ставящим под сомнение даже само существование Панфиловской дивизии, но отобрать у целого народа память о той страшной войне и подвиге каждого из ее солдат вряд ли удастся.
Каждый мечтал быть панфиловцем…
13 июля в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев было немноголюдно – пришли ветераны, члены общественных движений, горожане.
Из приглашенных официальных лиц – лишь консулы России и Киргизии.
– Мы хотели, чтобы это была акция по зову души, а не по указке, – сказал Михаил ТЮНИН, руководитель фонда “Информационная инициатива”, уже не раз проводивший различные акции, посвященные Великой Отечественной войне.
Георгий Маркович ВИЗИРЯКА, который ушел на фронт в 1941-м 18-летним мальчишкой, в Панфиловской дивизии не воевал, его 39-я курсантская бригада защищала Москву чуть позже, в декабре 1941 года.
– К тому времени слава Панфиловской дивизии уже гремела на фронте, – вспоминает он. – Под Москвой тогда воевало 150 дивизий, но каждый солдат мечтал оказаться в Панфиловской…
Сделали невозможное
Доктор исторических наук, Лайла Ахметова активно занимается исследованием событий начала войны. И может многое рассказать о панфиловцах.
– Поначалу Панфиловская дивизия должна была защищать Ленинград. Но поскольку советские войска потерпели крупное поражение под Брянском и Смоленском, то Москва оказалась открыта. И тогда ее срочно перенаправили под Волоколамск. Одна 316-я дивизия – 12,5 тысячи человек, один курсантский полк генерала Младенцева – 400 человек и 3000 конников генерала Доватора. И эти люди почти 50 дней (в октябре и ноябре 1941 года) держали оборону!
Они обороняли 44 километра на подступах к Москве, хотя по стандартам того времени одна дивизия могла охватить лишь 8 километров фронта. Это было невозможно – но они это сделали. Они спасли Москву…
– В прошлом году на 65-летие Победы на российских сайтах в Интернете появились статьи с вопросами вроде: а были ли панфиловцы? И почему мы говорим о 28 только? Как вы отнеслись к этому?
– Как историк, я была возмущена! Не важно, сколько было солдат под Дубосековом – 28 или 100, эти люди 16 ноября 1941 года совершили настоящий подвиг. Несколько человек на целых полдня задержали танки. А что такое полдня в условиях ожесточенного сражения? За это время 316-я дивизия смогла отойти на 3–5 километров, закрепиться на других позициях и не дать врагу пройти к Москве.
Мы многого еще не знаем
Михаил Тюнин в прошлом году побывал в различных городах России, Украины, Беларуси, Латвии и Эстонии, где проходил боевой путь дивизий, сформированных из казахстанцев. Потому ему мы задали вопрос: “Что нам не известно о Панфиловской дивизии?”.
– Никто почти ничего не пишет о том, где воевала дивизия после 1941 года. Она ведь постоянно пополнялась. Отсюда и публикации о том, что она якобы стала… Сибирской.
Но на самом деле большая часть командиров, около трети личного состава боевых частей, – были казахстанцы.
Все мы знаем о подвиге Алии Молдагуловой в Новосокольниках, неподалеку от города Великие Луки. Но мало кто знает, что за станцию Новосокольники воевали и гвардейцы-панфиловцы. Мы были на мемориале в Новосокольниках. И рядом с Алией в Монаково похоронено 400 героев-панфиловцев.
Хотя о Великой Отечественной войне написано немало исследований, мы еще многого не знаем о наших героях. Дело потомков – помнить о подвиге дедов и прадедов. А не порочить их память.