Мужчина потребовал в суде миллион долларов у прокуратуры за уголовное преследование во времена СССР - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мужчина потребовал в суде миллион долларов у прокуратуры за уголовное преследование во времена СССР

Мужчина потребовал в суде миллион долларов у прокуратуры за уголовное преследование во времена СССР

Поводом для обращения в суд стало уголовное дело, начатое ещё в 1991 году, за хищение денег в особо крупном размере.

  • 4 Ноября 2019
  • 21039
Фото - Caravan.kz

В начале августа 2019 года в Таразском городском суде Жамбылской области подошел к концу крайне нестандартный процесс. Инициирован он был по иску жителя области Евгения ГОЛЬЦЕВА, в котором мужчина потребовал возместить моральный ущерб в размере миллиона долларов за уголовное дело, заведенное ещё в 1991 году.

Ответчиками выступили прокуратура и департамент полиции по Жамбылской области, а также министерство финансов Республики Казахстан.

Требование одного миллиона долларов по делу 30-летней давности для казахстанских судов уж точно в новинку. В связи с чем корреспондент медиа-портала Caravan.kz делится подробностями дела, ссылаясь на базу судебных актов Верховного суда РК.

Хищение более полумиллиона рублей в 1991 году

Мужчина мотивировал свой иск тем, что 13 марта 1991 года он был задержан работниками прокуратуры города Алматы по подозрению в хищении денежных средств в особо крупном размере — 602 079 рублей.

«В отношении Е. Гольцева было возбуждено уголовное дело №108010 по ч. 3 ст. 76-4 Уголовного кодекса КазССР (в дальнейшем переквалифицированную на ст. 76-5 УК КазССР)», — отмечается в исковом заявлении.

Как объяснил истец, уже 17 июля 1996 года постановлением следователя СО УБОПиК ГСК Республики Казахстан по Жамбылской области С.О. Агулешова уголовное дело было прекращено в связи с недоказанностью его вины.

По мнению мужчины, он незаконно находился под стражей в период с 13 марта 1991 года по 17 июля 1996 года — в целом 759 дней. В связи с чем просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере одного миллиона долларов США.

В свою очередь ответчики иск не признали и попросили отказать в его удовлетворении.

Таинственная пропажа уголовного дела

Суду удалось установить, что 24 марта 1992 года уголовное дело в отношении господина Гольцева было направлено на дополнительное расследование прокурору города Алма-Аты и мера пресечения была оставлена в виде содержания под стражей.

Уже 18 февраля 1993 года уголовное дело по обвинению Е.В. Гольцева было направлено на дополнительное расследование в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан.

17 июля 1996 года дело было прекращено в связи с недоказанностью его вины. Но уже 28 февраля 1997 года оно было направлено для дополнительного расследования в ГУРЭП ГСК Республики Казахстан.

«Согласно письму министерства внутренних дел Республики Казахстан, исх. №4/19-1478 от 28 февраля 1998 года, расследование по уголовному делу в отношении Е.В. Гольцева производилось различными следственными подразделениями органов МВД и ГСК Республики Казахстан, а также неоднократно рассматривалось судами города Алматы и Жамбылской области. Уголовное дело было утеряно, в связи с чем его местонахождение в настоящее время неизвестно, и по указанию Генеральной прокуратуры Республики Казахстан осуществляется его розыск», — записано в судебном документе.

Нет дела – нет моральной компенсации

Исходя из отсутствия дела, суд пришел к выводу, что в данный момент не представляется возможным определить законность предъявленных истцу обвинений.

«Для предъявления требований о возмещении морального вреда, причинённого в результате незаконного содержания под стражей, необходимо наличие вступившего в законную силу оправдательного приговора или постановления о прекращении расследования по уголовному делу», — заметили в суде.

А так как ни того, ни другого нет, то и отсутствуют основания для признания за Е.В. Гольцевым прав на реабилитацию и возмещение морального ущерба. В конечном итоге мужчине отказали в удовлетворении иска. Седьмого октября 2019 года решение суда вступило в силу, и уже 22 октября дело было отправлено в архив.