За что Олжас Сулейменов был удостоен звания “Великий Кентавр” - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
За что Олжас Сулейменов был удостоен звания “Великий Кентавр”

За что Олжас Сулейменов был удостоен звания “Великий Кентавр”

Ассамблея – общественное объединение “Великие имена Великой степи”– вручила памятные знаки “Кентавр Великой степи” известным людям, нашим соотечественникам и иностранцам.

  • 31 Октября 2019
  • 670
Фото - Caravan.kz

Казахские следы в Украине, Польше, Болгарии, Македонии…

По словам учредителя ассамблеи Кайрата ЗАКИРЬЯНОВА (по совместительству президента Казахской академии спорта и туризма), эти люди сделали выдающийся вклад в возрождение могущества народа Дешт-и-Кипчак – Великой степи. А для западного обывателя образ воина-степняка, словно сросшегося с конем, всегда был связан с мифическим существом – Кентавром, с головой и торсом человека на теле лошади.
Первым этого звания на торжественном собрании, посвященном 75-летию КазАСТа, удостоился Олжас Сулейменов. Кайрат Закирьянов напомнил всем, что поэт, рискуя многим, заявил в конце 70-х о том, что уровень развития тюрков-кочевников был выше славянского мира.

“Слово о полку Игореве” – тому свидетельство: там сплошь и рядом встречаются тюркизмы, а обратного заимствования почти не просматривается. За такие умозаключения книгу признали кощунственной, для ее автора некоторые московские деятели науки и искусства требовали даже пожизненного заключения.

Мэтра звание “Кентавр Великой степи” и тронуло, и развеселило одновременно.

– Я поздравляю академию и ее президента, который кроме воспитания чемпионов много лет формирует и отшлифовывает образ Чингисхана как предка казахов, – сказал Олжас Сулейменов. – Надеюсь, что новый облик великого полководца не помешает отношениям Казахстана и Монголии.

Звания “Кентавр Великой степи” удостоены также и другие незаурядные люди. Например, автор идеи о внедрении государственной образовательной программы “Болашак”, первый министр образования и науки суверенного Казахстана, а сейчас ректор Казахстанско-Американского свободного университета Ережеп Мамбетказиев.

Советник ректора Национального университета физического воспитания и спорта Украины Владимир Платонов тоже стал “Кентавром”. Вопрос, какая между Украиной и Великой степью связь, не смутил Кайрата Закирьянова. Сославшись на труды украинского историка, профессора Гарвардского университета Омельяна Прицака, президент КазАСТ заявил, что современные украинцы – это тюрки, говорящие на славянском языке.

– Да и Президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ, будучи министром иностранных дел, неоднократно отмечал удивительное сходство культур казахского и украинского народов, – отметил он.

Президент Международной федерации студенческого спорта (FISU) Олег Матыцин приложил немало усилий к тому, чтобы в 2017 году в Алматы прошла XXVIII Всемирная зимняя студенческая универсиада. К вручению почетного знака “Кентавр Великой степи” он отнесся вполне серьезно: воспринял ее как доверие, оказанное авансом. Награждая его, Кайрат Закирьянов процитировал Федора Михайловича Достоевского: “…Русский не только европеец, но и азиат. Мало того, в Азии, может быть, еще больше надежд, чем в Европе. Мало того, в грядущих судьбах наших, может быть, Азия – то и есть наш главный исход”.

Художник-реставратор Крым Алтынбеков, антрополог, академик Оразак Исмагулов, госсекретарь Крымбек Кушербаев, посол Казахстана в России Имангали Тасмагамбетов также стали “Кентаврами Великой степи”. Что касается академика Исмагулова, то он действительно в своих трудах доказал, что Дешт-и-Кипчак никогда не завоевывалась иноземными захватчиками, следовательно, казахи, как народ, автохтонны, то есть местные, на своей земле. Кроме того, ученый, вызвав в свое время немало шума, установил европеоидный антропологический тип предков казахского народа.

Проректор Болгарской национальной спортивной академии Татьяна Янчева не могла скрыть удивления, когда на ее груди появился орден “Томирис”. Однако, сердечно поблагодарив, обещала подумать об истории своей страны и о ее связях с Великой степью.

Ордена имени Александра Македонского был удостоен ректор Таджикского физкультурного института Шодди Сафаров. Упреждая вопрос, при чем здесь великий полководец древности и Дешт-и-Кипчак, президент КазАСТ Кайрат Закирьянов сообщил следующее:
– Обнаружены интересные данные. Оказывается, отец Александра, македонский царь Филипп II, официально являлся наследником скифского престола. В другом источнике о жизни Македонского описывается его поход в Индию. Когда воины отказались идти дальше, они находились как раз на территории Таджикистана, Македонский пошел в поход со своими родичами – скифами и бактрийцами (Бактрия – историческая область на сопредельных территориях Таджикистана, Узбекистана и Афганистана. – Ред.).

Орден Конфуция уехал в Польшу на груди профессора Генриха Созаньского, ректора Варшавского университета спорта. Живший во II веке до нашей эры Геродот китайской истории Сыма Цянь в своих трудах оставил запись о том, что отец великого философа древности вопреки воле родителей женился на девушке из гуннского рода Янь, а гунны – прямые предки тюркских народов. Отец же Конфуция принадлежал к правящему дому, созданному жунами (кочевники, населявшие Центральную Азию в VII–VI веках до н. э. – Ред.), – заключил президент Казахской академии спорта.

Бандиты, рэкетиры…

Церемония награждения знаком “Кентавр Великой степи” у многих вызвала улыбку, а ведь она могла и не состояться, или, если бы и состоялась, то только не в стенах КазАСТа. О Казахском физкультурном институте, чьим преемником стала академия, в конце 90-х шла дурная слава. Считалось, что здесь учатся одни рэкетиры и бандиты. Слухи, видимо, были вполне обоснованными, коль его собирались закрывать, перед тем как в 1998 году дали последний шанс на выживание.

– За несколько дней до этого мне позвонил министр образования и науки Крымбек Елеуович Кушербаев, – вспоминает Кайрат Закирьянов. – “Иду к Президенту согласовывать твою кандидатуру на должность ректора физкультурного института. Пойдешь?” – спросил министр. “Какого?!”– переспросил я, не веря своим ушам. – “Физкультурного” – “А какое отношение я имею к физкультуре? Я ведь профессор математики” – “Да там нужен не математик и не спортсмен, а хороший менеджер. Институт в таком состоянии, что его впору закрывать”.
Вот так я стал ректором физкультурного института, принесшего потом мне так много и боли, и радости.

Первый рабочий день. Идем с бывшим ректором Каражановым по коридору, спотыкаясь о рваный линолеум. Заглянули в одну аудиторию, вторую, третью – пусто. “А где, – спрашиваю, – студенты? Или учебный процесс в физкультурном отменили?”. Мой предшественник замялся и, не найдя, что ответить, вздохнул: “Ну где они могут быть? На базаре – охраняют, занимаются рэкетом, воруют…”.

Осуждать студентов было трудно: в аудиториях собачий холод, туалеты не работают. Зашел на кафедру волейбола – все сидят в шубах. Света нет, в мой кабинет провели какую-то фазу, чтобы поставить настольную лампу, и я шел к своему рабочему месту, путаясь в проводах.
Вуз надо было спасать. Спасибо друзьям – директорам крупных предприятий, неравнодушным к спортивному имиджу страны. Спустя полгода институт был преобразован в Казахскую академию спорта и туризма. Так начиналась новая история в его жизни.

…Олимпийские чемпионы

С тех пор из стен академии вышел не один олимпийский чемпион.

– Здесь обучался человек, который сделал из меня спортсмена – мой тренер Александр Владимирович Стрельников, – рассказывает бывший студент КазАСТа, председатель комитета по делам спорта и физической культуры министерства культуры и спорта РК Серик САПИЕВ. – Всё, чему его научили здесь, он применил на практике. Как он меня воспитывал? У нас, спортсменов, так: ищи причину неудач в себе! Придерживаясь этого принципа, тренер всегда старался найти подход ко мне, чтобы сделать меня лучшим. Всё остальное – как у всех. Режим, режим и еще раз режим, шесть дней пахоты и один – отдыха.

– У спортсмена три бога, – говорит олимпийский чемпион 2004 года, боксер Бахтияр АРТАЕВ. – Один – на небе. Второй бог – духовность, переданная родителями, в первую очередь – отцом. Если не будет этого, то тренер, третий бог, даже если он будет в своей профессии самым талантливым на Земле, не сможет слепить из тебя чемпиона.

Я ведь из очень простой семьи. Перед глазами у меня сейчас стоит отец (светлая память самому дорогому мне человеку – его уже нет с нами). Он был водителем КамАЗа, поливальщиком. Бывали моменты, когда я из-за безденежья не мог попасть на соревнования. И помню, как отец, собираясь в рейс, продал однажды запасные колеса. На мой взгляд, это был самый настоящий родительский подвиг ради моего будущего. Он стал главным ключом к победе. Когда я вышел на ринг, у меня сжималось сердце от тревоги за отца (как он там в дороге?), я просто не мог подвести его – обязан был победить! А тренеру, Нурлану Акурпекову, я благодарен за то, что он терпел капризы 10-летнего мальчишки – в таком возрасте я пришел к нему. Став мне вторым отцом, он 15 лет шагал рядом со мной к главной моей победе – на Олимпийских играх в Афинах в 2004 году.

– С гордостью признаюсь, что и я тоже выпускник этого вуза, – сказал еще один “Великий кентавр”, прославленный спортсмен Даулет ТУРЛЫХАНОВ, в честь которого в разных странах неоднократно поднимался флаг Казахстана. – Честно скажу: являясь членом сборной СССР, я по 8–9 месяцев не появлялся в институте. Но профессорско-преподавательский состав нас, участников международных соревнований, не щадил, все зачеты и экзамены – на общих основаниях. Вот так закаляли спортсменов моего поколения. Надо было успевать на учебно-тренировочные сборы, а там тоже высокая дисциплина. Без нее никак – в каждом весе по 5–6 одинаковых атлетов. Чтобы стать первым среди равных, надо было изрядно попотеть на тренировках. Крутились как белка в колесе. В редкие минуты передышки решали дела семейные: женились, появлялись дети…

P. S. Недавно в Казахстане с научными исследованиями побывала японский тюрколог Наката Юко из Университета Рюкоку. На реплику о том, что на территории СНГ развернулся спор за Чингисхана и что казахи на основе некоторых данных первыми оспаривают право быть его потомками, заявила: “Если вы считаете Чингисхана своим предком, то деритесь за него до победного конца. Он должен стать частью вашей истории. На духовном самочувствии нации это скажется положительно”.

Алматы