Согласны с вами породниться! - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+23 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Согласны с вами породниться!

Согласны с вами породниться!

Привычнее видеть на свадьбе жениха и невесту. Но, оказывается, у некоторых народов это мероприятие проводят и без жениха!

  • 1 Июля 2011
  • 6311
Фото - Caravan.kz

У ингушского народа – красивые свадьбы, достойные женихи и гордые красавицы невесты. И, несмотря на изменения, происходящие в современной жизни, ингушские свадьбы в Казахстане стараются проводить согласно древним традициям.

Готовятся ингуши к этому важному событию основательно, поэтому совершается оно не в один миг, а, как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой. Главное, считают, найти хорошую невесту. Не надо думать, что дело это простое. Обычно парень знакомится с предметом симпатии на такой же свадьбе или через знакомых. Например, если на свадьбе приглянулась девушка, парень через посредника – мальчика, женщину – передает ей конфеты, печенье, небольшие подарки. Если со стороны девушки есть взаимность, она в свою очередь передает ему вышитые собственноручно платки.

Еще одна возможность выбрать себе девушку – мусульманский праздник Рамадан – своеобразный “день открытых дверей”, когда любой мужчина может прийти в дом, поздравить хозяев, посидеть и отведать угощения. Обычно, если в доме есть девушка, угощение гостям приносит она. Для женихов и их родителей это отличный повод приглядеться к девушке.

Если парень решил жениться, его семья выясняет, что за девушка, из какой семьи. Делают это через знакомых или родственников. Когда “досье” собрано, наступает следующий этап – смотрины. Как их устроить? Жениху для этого дела нужно найти специального человека, который по уговору приходит в дом родителей девушки и спрашивает у них разрешения поговорить с их дочерью, а потом привести парня посмотреть на нее.

Если хозяева дают согласие, к ним в назначенный день приходит делегация, в составе которой будущий жених со своими братьями. После приветствий хозяева накрывают стол. Ухаживает за гостями либо сама девушка, либо ее сестра. Пришедший с делегацией сват заводит разговор: “Мы пришли к вам по важному поводу: как вы смотрите на то, чтобы породниться с нами?”. Девушка обычно отвечает: “У меня есть родители, и с кем нужно родниться, они знают лучше меня”. Прямого ответа сватам она не дает. После того как гости уйдут, задача возглавляющего делегацию родственника – выяснить, стоит ли в дальнейшем вести разговор с этой семьей о свадьбе? Отцу, сестрам и братьям считается неприличным вести разговор об этом с дочерью. Это делает мать, выясняя у дочери, понравился ли ей парень. Кроме этого, уже родители невесты наводят справки о женихе: работает он или нет, не числится ли за ним какого-то “криминала” или неблаговидных поступков.

Сватам – дорога

Казалось бы, жених и невеста понравились друг другу, родственники не против – пора бы и свадьбу играть. Но не тут-то было! Переговоры между семьями продолжаются. Если девушка дала согласие на свадьбу, об этом извещают сторону жениха. Теперь в дом невесты можно присылать сватов. Для такого важного мероприятия формируют делегацию из почетных стариков. Старейшины приходят в дом невесты без жениха и, можно сказать, делают за него всю необходимую “работу”: знакомятся с будущими родственниками, ведут разговоры о свадьбе.

Бывает так, что такие походы в дом невесты повторяются по нескольку раз, пока сваты не добьются согласия от родителей девушки. Иногда, чтобы уговорить ее, родственники жениха пускают в ход тяжелую артиллерию – сваху, которая ведет переговоры с девушкой и ее родителями, уговаривая согласиться на свадьбу.

Обычно семьи, которые хорошо знают друг друга, не затягивают со сватовством и дают согласие сразу. В день объявления новости о том, что дочь выходит замуж, в доме девушки обязательно собирают родственников, чтобы те увидели, за кого родители выдают свою дочь.

Чтобы не сглазить…

Когда консенсус достигнут, два-три человека со стороны жениха идут в дом невесты договариваться о дне свадьбы. Родственники назначают день (обычно в воскресенье), но если вы думаете, что в этот день свадьба состоится, то ошибетесь  – в эту первую дату мероприятие никогда не проводится. Такой шаг предпринимается, вероятно, для того, чтобы запутать недобрые силы и не сглазить молодых. Недели через две родственники определяют второй срок свадьбы.

После того как согласие на свадьбу получено, жених наносит визит в дом невесты и одаривает ее сестер и родственниц. Жених привозит с собой коробки конфет и многое из того, что можно поставить на стол. Для такого посещения в доме невесты жениху отводится отдельная комната, где будущий зять сидит со своими друзьями. Сюда заходят для знакомства с ним родственники невесты.

По ингушским законам, зятю никогда нельзя видеться с тестем и тещей, так что они все время присутствия его в доме находятся в других комнатах и не показываются ему на глаза. Это происходит и потом, когда молодые поженятся.

Кроме этого, жених перед свадьбой посылает в дом невесты “хьоалчах” – барана, мешки с мукой, сахаром, деньги – словом, берет на себя часть свадебных расходов.

Ах, эта свадьба…

И вот в день свадьбы за невестой отправляется свадебная процессия – “замеш”. Отдельно выделяют транспорт для девушек (обычно лимузин или автобус, чтобы вместить всех). Раньше, говорят, приходилось ездить по домам и спрашивать, не хочет ли девушка поехать на свадьбу? Сейчас все упростилось – все желающие садятся в машину и едут. Родные сестры жениха остаются дома, сам жених в свадьбе участия не принимает, а проводит время где-нибудь у друзей.

После того как свадебный поезд прибыл за невестой, из ее дома выходит женщина, чтобы поздороваться с приехавшими. Молодежь со стороны жениха тоже выходит во двор. Девушки со стороны жениха выстраиваются напротив молодых людей со стороны невесты, и начинается символическое сватовство, в ход идут шутки-прибаутки, анекдоты, причем вопросы задаются через тамаду (с обеих сторон – свой тамада). Веселье-разговор затягивается иногда на полчаса, смотря, насколько разговорчивым оказывается тамада. Здесь же устраиваются танцы. Веселье продолжается до тех пор, пока готовят невесту.

Как только приготовления закончены, начинается официальная часть: мулла спрашивает у невесты, согласна ли она выйти замуж. Отец невесты должен письменно подтвердить свое согласие на брак дочери.

Обязанность забрать из родительского дома невесту возлагают на парня со стороны жениха, у которого обязательно должны быть живы отец и мать. Он выводит невесту из дома, держа ее за правую руку своей правой рукой.

Путь невесты в дом жениха проходит необычно. Раньше на конях, бричках устраивались гонки. Теперь же по пути следования гонки устраиваются на машинах, хотя старики относятся к этому с неодобрением – слишком рискованно. В таких “ралли” отдают дань еще одному обычаю: парень на скорости должен передать понравившейся девушке в ее машину какой-нибудь небольшой предмет, тем самым выражая свою симпатию, намекая на дальнейшие серьезные отношения. Если она взяла из его рук что-нибудь, то этим как бы выразила свою благосклонность.

Здравствуй, новый дом!

И вот наконец невесту доставили в дом жениха. Перед ней на пороге кладут коврик с веником. Невеста должна завернуть веник в ковер и убрать в сторону. Этим она говорит, что будет хорошей хозяйкой. Далее ее путь лежит в кухню, где ее ждет свекровь, которая в чайной ложке подносит невесте мед и масло. “Будь мягка, как масло, и сладка, как мед”, – говорит она при этом. В руки невесте дают ребенка, желательно мальчика, которому она обязательно дает деньги. Подержала парнишку в руках – и сама родишь сыновей. На подол свадебного платья прикрепляют иголку (которая позже понадобится еще для одного важного мероприятия). Затем на весь день свадьбы невесту оставляют в отдельной комнате, где рядом с ней находятся только женщины. Любая родственница может зайти в комнату, поднять фату, полюбоваться на невесту и выразить свое мнение – красивая или некрасивая новобрачная.

Во время свадебного пира женщины, старики, парни, девушки сидят каждые за своим отдельным столом, насколько позволяет площадь дома устроить такое разделение. Если кто-то из родственников не успел на торжество, можно прийти с поздравлениями на следующий день – двери открыты.

В наше время невесте можно появиться в общем зале и даже после долгих уговоров исполнить один танец – но только с разрешения старших.

Встреча жениха и невесты происходит лишь на третий день после свадьбы, к вечеру.

Еще одна важная традиция – поход к источнику. В Алматы молодую жену через несколько дней после свадьбы обычно везут на речку Алматинку. Вот здесь-то и наступает черед той самой иголки со свадебного платья. Ею молодая женщина должна проткнуть яйцо и разбить о камни, чтобы содержимое вылилось в реку. Это делается для того, чтобы невеста знала, из какого источника должна брать воду для дома. Иногда этот обряд проводят в день свадьбы. После возвращения с источника невеста предлагает воду сначала свекру, а он платит ей деньги за это, потом воду у нее могут попросить братья жениха, в ответ также давая невесте деньги – как бы покупая у нее право с ней разговаривать.

Счастливой жизни!

Нужна ли молодым регистрация брака? У ингушей данное на свадьбе слово считается выше официальной церемонии. Некоторые пары живут без регистрации годами, но зарегистрировать брак они могут, когда пожелают. Праздника в такой день не устраивают. И не важно, что не все традиции можно соблюсти в наше время, а некоторые немного трансформировались. Главное – совет да любовь и счастливой жизни молодым!

Особого внимания заслуживает платье невесты. Сшитое из красивой шелковой ткани, оно подчеркивает фигуру и статность невесты. Узкие рукава дополнены пелеринами, одна из которых настолько длинная, что закрывает руки (чтобы никто посторонний не мог дотронуться). Украшен наряд на груди “дотувом” – серебряным нагрудником с цветными камнями. На платье надевают серебряный пояс. На голове невесты – шапочка с золотым или серебряным шитьем. На шапочку накидывают длинный шарф из шифона или газовой ткани. Свадебное платье часто передается от матери к дочери, от невесты к незамужней сестре.

Инна ЧЕНГАЕВА, фото предоставлены Ингушским культурным центром г. Алматы