Занимающийся его делом председатель профсоюза “Футболисты Украины” Олег Печерный собирается добиваться справедливости в международных организациях, в частности, в ФИФА.
ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ
Когда на пороге 2010-х стало окончательно ясно, что сборная Казахстана стремительно сдает свои и без того невысокие позиции в мире, наши футбольные власти кинули клич по всей старушке Европе. Мол, сыны казахстанские, дети перестроечных семей эмигрантов, Родина ждет вас и просит помочь. И адресован призыв был в первую очередь немецким переселенцам.
На зов, в частности, откликнулись Генрих Шмидтгаль, Сергей Каримов, Константин Энгель, а чуть позже Александр Меркель. Не имея возможности попасть в сборную Германии, они с удовольствием приняли приглашение сыграть за национальную команду Казахстана.
Каримов дебютировал в ней в августе 2010-го в товарищеской встрече со сборной Омана, а Шмидтгаль свой первый матч провел спустя три недели против Турции: это был уже отборочный поединок чемпионата Европы. И если для Сергея тот матч так и остался единственным в футболке сборной, то “Гена” задержался в первой команде Казахстана на пять лет, сыграв за нее 14 раз и даже забив один гол – по иронии судьбы, в Нюрнберге в ворота сборной Германии.
ТАК И НЕ ДОЖДАЛСЯ
В 2012 году к казахстанским немцам присоединился на тот момент защитник клуба “Энерги” из Котбуса Энгель. Отыграв за сборную несколько матчей, он в августе 2016-го перебрался из Германии в “Астану”.
Игрок попозировал перед фотокорреспондентами с клубной футболкой в руках, отсидел в запасе матч премьер-лиги с карагандинским “Шахтером”, после чего выпал из поля зрения болельщиков.
Главный тренер “Астаны” Станимир Стоилов сначала говорил, что последнее время спортсмен из-за проблем со здоровьем мало играл и растерял форму, а спустя несколько недель уже сильно удивлялся: “Я не знаю, по каким причинам, но Энгель еще не заявлен за “Астану”. Если он не будет играть, у нас останется всего четыре защитника. Большого выбора нет, и это проблема. Константин нужен был нам как крайний защитник. Он может играть и справа, и слева”.
Энгеля Стоилов так и не дождался. Не сыграв ни одного матча, футболист вернулся в Германию. С тех пор не вызывался он и в сборную Казахстана.
Фамилия Энгеля была забыта, но вновь всплыла спустя без малого три года.
Причем довольно неожиданно – в беседе с председателем профсоюза “Футболисты Украины” Олегом Печерным.
С ТАКИМ ПРОИЗВОЛОМ ВСТРЕЧАТЬСЯ НЕ ДОВОДИЛОСЬ
– Вы – глава профсоюза “Футболисты Украины”. С чем связан ваш интерес к казахстанскому игроку? Немецкий легион в степях Казахстана
– Да, действительно, я возглавляю эту организацию, но наша деятельность не ограничивается исключительно украинскими футболистами. Мы готовы помочь игрокам из любой страны, в отношении которых была допущена несправедливость. Казахстан – такой же член УЕФА, как и Украина, так что в этом плане нет особой разницы, ведь правила игры в футбол везде одинаковы.
– Откуда вы узнали о проблемах Энгеля?
– Ко мне из Германии обратился его представитель. Он обрисовал ситуацию, передал документы – все они у меня на руках, там очень много интересного. Если честно, с таким произволом раньше мне никогда встречаться не доводилось.
“ТЕПЛЫЙ ПРИЕМ” НА РОДИНЕ
– Можете вкратце описать суть дела?
– В 2016 году Энгель, выступавший тогда в первой бундеслиге за “Ингольштадт”, принял приглашение “Астаны”. Он нисколько не сомневался в том, что едет в солидный клуб, сильнейший в стране, который регулярно выступает в еврокубках. Однако действительность оказалась слишком суровой и некрасивой.
“Астана”, по известным только ей причинам, по всей видимости, просто обманула игрока, ничего не заплатила и, образно говоря, выставила его за дверь.
Родившийся в Казахстане Энгель ждал, конечно, не такого “теплого” приема, но противостоять этому не мог и отправился восвояси.
– О какой сумме задолженности идет речь?
– Около трехсот тысяч евро, положенных по контракту. Из них футболист не получил ни цента. Договор с ним был расторгнут без каких-либо на то оснований и с грубыми нарушениями. У нас есть этому подтверждения, которые мы готовы предоставить. При этом сомневаюсь, что футбольные власти Казахстана не были в курсе сложившегося положения, а ведь закрыть глаза на нарушения – это тоже преступление. К тому же мы располагаем данными, что Казахстанская федерация футбола (КФФ), возможно, замешана в деле с двойным гражданством Энгеля. Но всех карт я раскрыть пока не могу.
БОРЬБА С ВЕТРЯНЫМИ МЕЛЬНИЦАМИ
– Почему сам футболист молчит?
– Представители Энгеля неоднократно обращались как в “Астану”, так и в Казахстанскую федерацию футбола, но там их полностью игнорировали. Просто не отвечали, и всё. Это напоминало борьбу с ветряными мельницами, бывшие работодатели словно “отморозились”. Что ж, теперь будем обращаться в FIFA и FIFPro (Международную федерацию ассоциаций профессиональных футболистов – Прим. ред.). Не сомневаюсь, что там активно заинтересуются этой ситуацией и точно не оставят нарушителей в покое. Полагаю, в клубе и федерации уже должны начать волноваться.
– Игрок нарушил какие-нибудь правила, статьи регламента? Он как-то может пострадать в этой истории?
– Энгелю нечего бояться. Он честно выполнял свою работу. Константин не навязывался же “Астане” сам. Его вытащили из благополучной Германии и оставили с носом. Энгелю и не надо вникать в юридические тонкости, мы будем отстаивать его интересы без участия футболиста. Всё, что от него требовалось, – это только дать “добро” на ведение дела, и мы его получили.
ОБМАН БУДЕТ СПЛОШЬ И РЯДОМ
– Возможно ли Энгелю восстановить справедливость и добиться честно заработанных денег?
– Почему нет? Как я уже сказал, в ближайшие дни мы обращаемся в FIFA и FIFPro, будем добиваться правды и идти до конца. Виновные должны быть наказаны, а игрок – получить то, что ему причитается. Нельзя подобное оставлять без внимания, иначе обман будет сплошь и рядом, а нечестные на руку владельцы клубов возьмут такие приемы на вооружение.
– Ранее вы уже защищали интересы казахстанских футболистов или игроков, выступавших в нашем чемпионате?
– Помогал ныне играющему в “Ордабасы” Кириллу Ковальчуку, когда тот еще защищал цвета харьковского “Металлиста”. Вел дела и его брата Сергея, у которого в свое время возникли проблемы с “Актобе”. Оба они остались довольны результатами нашего сотрудничества. Что касается казахстанских футболистов, это мой первый подобный опыт, клиентов из вашей страны в моей практике еще не было. Хотя, насколько я понимаю, Энгель не совсем подходит под это определение.
– Что вы имеете в виду?
– Я не понимаю, как игрок с действующим немецким паспортом мог выступать за сборную Казахстана? Ведь, насколько мне известно, законодательство обеих стран исключает двойное гражданство. И это опять возвращает нас к вопросу причастности федерации.
Помимо того, что КФФ допустила ситуацию с обманом игрока, она еще и нелегитимные документы оформляла?
Так получается? А это еще более серьезное нарушение, грозящее весьма неприятными последствиями.
ЭНГЕЛЬ С ПРЕТЕНЗИЯМИ НЕ ОБРАЩАЛСЯ
Редакция “КАРАВАНА” попросила Казахстанскую федерацию футбола прокомментировать ситуацию с Энгелем. Как нам ответили в запросе на имя генерального секретаря КФФ Азамата Айтхожина, решения по всем возникшим недоразумениям между футболистом и клубом принимает Палата по разрешению споров (ПРС). Однако “за последние три года с момента перехода Константина Энгеля в футбольный клуб “Астана” заявление от имени игрока в ПРС не поступало”.
Что касается претензий о якобы наличии у футболиста немецкого и казахстанского паспортов одновременно, то “КФФ не обладает информацией о наличии двойного гражданства у указанного игрока”.
Впрочем, в “деле Энгеля”, по всей видимости, ставить точку еще рано.
Наше досье
ЭНГЕЛЬ Константин
Родился 27 июля 1988 года в Караганде.
Защитник.
Выступал за команды “Оснабрюк” (2008–2011, с 2016), “Энерги” (2011–2013), “Ингольштадт” (2013–2016), “Астана” (2016).
За сборную Казахстана (2012–2015) провел 11 матчей.
Александр ШТИММТ