В Фонде социального медстрахования рассказали, как правильно прикрепиться и что делать, если вам отказывают в этом.
В казахстанских поликлиниках введено подушевое финансирование, то есть деньги из фонда медстрахования поступают в бюджет медицинских организаций за каждого прикрепленного пациента. Причем вне зависимости от того, ходит он к врачу один раз в год или много чаще. Казалось бы, любой медработник теперь должен быть рад приросту “клиентской базы”, но на деле всё оказалось не так радужно. Процедуру прикрепления медики часто усложняют: то предоставить адресные справки требуют (благо с 1 ноября их отменят), то грозят сначала отправить по заявленному адресу медсестру, чтобы она убедилась, что человек там точно проживает, а иногда просто тянут время, испытывая терпение потенциального пациента.
В Фонде социального медстрахования подчеркивают: такого быть не должно, это – нарушения. Прикрепление сейчас проводится через портал e-gov.kz, то есть дистанционно.
Вы сами выбираете поликлинику, в которой будете обслуживаться, и для этого вам не нужны ни регистрация по месту жительства, ни справка с работы, ни тем более подтверждение ваших соседей или председателя КСК.
Единственное требование – поликлинику нужно выбирать в том же районе, где вы живете.
– Если вы проживаете в районе Есиль и там есть несколько поликлиник, вы можете выбрать любую, у которой есть договор с нашим фондом. Вам могут отказать в прикреплении, если на одного врача общей практики приходится более 1 700 пациентов. Тогда придется выбрать другого врача, можно в этой же поликлинике, – поясняет руководитель отдела столичного филиала Фонда социального медстрахования Данара МУСИНА.
На портале e-gov у любого человека обязаны принять заявление и дать ответ.
– Там должны в течение одного дня принять решение: либо вы прикреплены, либо вам отказано. Но отказ обязательно должен быть обоснован. Ответ должен прийти к вам в личный кабинет, – уточняет она.
Если в поликлинике нарушают правила прикрепления, тянут или выставляют странные требования, рекомендуется сразу же обращаться в контакт-центр Фонда медстрахования по телефону “1406”.
По этому же номеру следует звонить в случае, если вам отказывают в бесплатной медицинской помощи, заявленной в рамках ГОБМП, или помощь эту оказали некачественно.
– Бывает, что при оказании медицинской помощи бесплатные услуги оказывают за деньги: то на платные анализы отправляют, то за диагностику, предусмотренную в рамках гарантированного объема, обязывают платить, – констатирует Данара Мусина. – Если у вас возникла спорная ситуация, если произошел какой-то инцидент, пожалуйста, обращайтесь в наш контакт-центр, звонок бесплатный. Наш отдел мониторинга качества оказания медицинской помощи проведет внеплановую проверку. Мы выясним, что произошло и по какой причине. И если мы обнаружим нарушения договорных обязательств, то на организацию будет наложен штраф, потому что она заключила договор с Фондом медицинского страхования на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и получает за это финансирование.
Проверить, входит ли назначенный вам анализ, обследование или манипуляция в ГОБМП, можно на сайтах Фонда медстрахования fms.kz и министерства здравоохранения http://dsm.gov.kz. Там же вывешены все нормативно-правовые акты, регламентирующие оказание медицинской помощи. Если не найдете, звоните на номер “1046”, там обещают проконсультировать.
НУР-СУЛТАН