— Вы знаете, особенно на границе с РФ, тысячи машин заезжают, заправляются. Легковые машины заправляют десятки канистр, грузовые машины, транзитные вваривают себе дополнительные баки и тысячи тонн нашего бензина, дизельного топлива увозится в сопредельную страну. То есть мы субсидируем чужую экономику. Разрыв только по бензину между нами и РФ — больше ста тенге за литр. Любые запреты будут неизбежно порождать коррупцию на границе, — сказал министр журналистам в среду в Нур-Султане.
Министерство нацэкономики уже подготовило приказ о повышении акциза с 10 тысяч 500 тенге до 24 тысяч 435 тенге. Рост цен на литр бензина Аи-92 составит 10 тенге. Но при этом при этом в министерстве уверены, что потребительские цены вырастут лишь на 0,35%.
— Проект постановления сейчас публично обсуждается. Различные предложения есть. Предполагаемая дата с 1 декабря, добавить еще 10 тенге к каждому литру в виде акциза — сказал министр национальной экономики Руслан Даленов.
Полученные деньги, по его словам пойдут на покрытие растущих социальных расходов бюджета. Почему в Казахстане российский бензин стоит намного дешевле, рассказал эксперт
То, что цены на ГСМ будут расти, в принципе, было известно еще в прошлом году, когда АО «КазМунайГаз» и его партнеры, наконец, завершили модернизацию НПЗ. Тогда на рынке появился даже избыток топлива и встал вопрос о возможности его продажи за рубеж. А куда может поставляться казахстанский бензин? Пока только в три страны: Киргизию, Узбекистан и Таджикистан. В этих странах своего топлива не хватает или вовсе не производиться, и они всегда ориентировались на Россию и Казахстан.
Однако есть и другой фактор: к 2025 году должен заработать единый энергетический рынок Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Он предполагает открытие границ для всех продуктов энергетики, в том числе моторного топлива. Разумеется, все страны будут ориентироваться на крупнейший рынок Союза, то есть на Россию. А здесь цены на ГСМ выше, чем в Казахстане.
Пока же цены на топливо в Казахстане остаются одними из самых низких в регионе.
Все НПЗ работают в штатном режиме, с ежесуточным производством светлых нефтепродуктов. Текущее производство дизельного топлива казахстанскими НПЗ полностью покрывает потребность внутреннего рынка во всех секторах экономики. Фактов возникновения дефицита на ГСМ не наблюдается.