По тропе “ контрабандистов” - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
По тропе “ контрабандистов”

По тропе “ контрабандистов”

Скандал на таможенном посту “Хоргос” с разоблачением офицеров-контрабандистов эхом отозвался на наших кошельках – цены на китайские товары взлетели вверх. Что происходит сейчас на границе?

  • 3 Июня 2011
  • 5724
Фото - Caravan.kz

Мы отправились в Урумчи с шоп-туристами, чтобы увидеть все своими глазами…

Еще недавно места в группе шоп-туристов в Урумчи надо было бронировать загодя. Желающих было немало. Кто-то делал большой бизнес – гнал опт, кто-то зарабатывал на мелочевке. Урумчи – город, выросший за счет казахстанских денег, отвечал на любовь шопников взаимностью. Фуры из Китая шли бесконечной вереницей.

Сегодня ситуация круто изменилась. В агентствах, которые организовывают шоп-туры в Урумчи, признались, что с трудом набирают группу для поездки.

– Остались только автобусные туры, но придется ждать, пока соберутся люди, – пояснили нам в агентстве.

Народ собрался только через неделю.

Ностальгия по большому шопингу

В автобусе пассажиры разделились на два лагеря – пессимистов и оптимистов. Одни едут считать свои убытки, другие потеряли огромные деньги из-за того, что грузы перестали идти из Китая в Казахстан, да заодно здоровье в саунах поправить. Для многих поездка в Урумчи стала привычкой.

– Я даже не знаю, где мой груз. У нас люди попали на десятки тысяч долларов, – рассказывает шопница Айгуль, – соседка торговала детской одеждой, теперь говорит, что уходит на старую работу – преподавать в вузе, вот до чего люди докатились!

И такие настроения витают сейчас среди тысяч так называемых “самозанятых”. Тяжелые 90-е усадили за прилавок кандидатов математических и физических наук, медиков, учителей. Сегодня многие из них уже подумывают оставить свой бизнес.

Но есть среди шопников и оптимисты, они надеются найти лазейки и все-таки продолжить свою деятельность.

– Те “коммерцы”, которые найдут способ вывозить товар, сорвут куш, цены-то поднялись, конкуренции практически нет… – размышлял вслух один бизнесмен.

Но по приезде в Урумчи оптимистов в наших рядах поубавилось…

Урумчи впал в спячку…

Поначалу шопники разбежались по базарам. Странно было бродить по полупустым павильонам. Китайцы, избалованные в прошлом большим количеством покупателей, кажется, пребывают в шоке. Дают максимальные скидки, но товар все равно не берут – вывезти его невозможно. На складах ситуация еще хуже – они почти все закрыты. Самый знаменитый центр “Беньджань”, который раньше кишел, как муравейник, – пустует. А транспортные компании, которые наперебой принимали товар, – исчезли.

– Я приехала, чтобы найти свой груз, но перевозчиков найти не могу. Понятно, сейчас все залегли на дно, никто не хочет стать соучастником тех событий, которые произошли на “Хоргосе”. Все работали незаконно и теперь боятся, – рассказывает шопница с многолетним стажем Тамара.

Как кидают наших

Ситуацией воспользовались мошенники. Появились лжекомпании, которые предлагают якобы услуги по перевозке груза.

– Людей сейчас кидают – берут деньги за перевозку, а потом груз исчезает бесследно, как и деньги… – рассказывает Тамара.

Перевезти груз железной дорогой одна из таких сомнительных фирм предлагает за 700 долларов с куба. Сроки доставки обещают от одного до трех месяцев. На самолете транспортировку предлагают тоже за баснословные деньги.

– С китайской стороны мы подготовим все документы за вас, с таможней проблем не будет, стоит это 2000 юаней (чуть меньше пятидесяти тысяч тенге!) плюс за каждый килограмм груза по тысяче тенге… А со своей стороны сами вопрос решайте, мы не гарантируем… – сообщили нам в китайской компании, которая занимается грузоперевозками.

Вывезти товар в контейнере тоже практически невозможно.

За неимением легальных возможностей вывоза товаров некоторые шопники придумывают сложнейшие схемы…

Через таможню мышь не проскочит?

Многие торговцы отправились в Китай на автобусе, чтобы вывезти хотя бы немного товара так называемой ручной кладью. Раньше такие “туристические рейсы” перевозили под полами автобусов тонны груза. Все пустое пространство забивалось кафелем или другими строительными материалами. Проходы в автобусе заставлялись коробками с техникой и баулами. Перегруженные автобусы ползли по перевалу, рискуя жизнью пассажиров. На границе их даже не выгружали, со всех пассажиров собирали по 100 юаней (чуть больше 2000 тенге), чтобы “развести” с китайскими таможенниками, на нашей стороне предприни­матели сами “благодарили” людей в погонах за то, что те закрывали глаза.

На этот раз руководитель туристической группы предупредила: “Никакого лишнего груза – развести не сможем…”.

Каждому туристу разрешили взять по 25 кило, при этом товар не должен быть одного наименования. Но не все туристы смирились с реальностью. Один бизнесмен не удержался и взял семь сервизов, в результате, несмотря на все уговоры, официально проходил растаможку. Как ошпаренный бегал, занимал деньги, но так и не смог представить необходимые документы на товар. Автобус уехал без него, а горе-коммерсант остался сидеть на коробках с посудой.

Некоторые дамы придумывали хитрые схемы. Алия торгует женскими вещами и, несмотря на все сложности, не хочет оставлять свой бизнес. Женщина перевезла до казахстанской таможни свои баулы, потом раздала каждому пассажиру по кофточке одного наименования, побежала в другой автобус – “одела” всех, кто согласился там. И так она раскидала по автобусам целый баул. Правда, пока женщина бегала в поте лица, один из автобусов с “подарками” уехал…

Алия всю дорогу причитала о непорядочности людей, но оставлять свою схему провоза товара не намерена. На границе она оставила у местной уборщицы еще две сумки, за ними надо вернуться…

Это не единственная безумная схема, с помощью которой пытаются выжить шопники. Поговаривали, будто бы крупные грузы ночью протаскивают через здание таможни. За внушительную плату помощь якобы готов оказать обслуживающий персонал, который имеет ключи… Правда, найти тех, кто испытал это на себе,  не удалось. Зато темы для обсуждения хватило на всю оставшуюся дорогу.

На вопрос, почему не сделать проще – не начать работать по закону, коммерсанты сказали, что элементарно даже не знают, как это.

Редко кто из продавцов в Китае дает сертификаты и другие документы, которые необходимы для легальной растаможки. А раскидывать по автобусам одинаковые кофточки – тоже занятие не для слабонервных.

Где теперь будут пролегать тропы несчастных “контрабандистов” и как дальше будут работать тысячи “самозанятых” – вопрос пока открытый.

Урумчи – Алматы