Лакомые кусочки
Кульджинский тракт идет от Алматы на восток, к границе. Ближе к городу территорию начали “осваивать” – по обеим сторонам дороги мелькают заброшенные стройки элитных коттеджей. Дальше, на 20–25 километров, вплоть до поселка Панфилова, вдоль шоссе тянутся заросшие сорняками пустыри. Сегодня эти колючки стоят от 3 до 15 тысяч долларов за сотку.
С точки зрения загородного проживания эти места вне конкуренции – чистый воздух, густая сеть дорог, прямой выезд к вокзалам и аэропорту. Тут нет больших рынков, которые создают пробки на трассах севернее и западнее Алматы. Только что построенная Восточная объездная дорога соединяет Кульджинку с проспектом Аль-Фараби и центром города. Но доступное жилье в рамках госпрограммы здесь не строят. Эта земля – рынок спекулянтов с оборотами в сотни миллионов долларов. Годами эти территории переходят из рук в руки.
Именно эти земли пытались захватить в начале мая жители микрорайона “Думан”. Окрестности поселка Бесагаш, где это произошло, – один из самых лакомых кусков земельного рынка на востоке Алматы. Например, 26 мая этого года, по данным портала Крыша.kz, на продажу тут предлагалось 28 участков. Большая часть – личные либо крестьянские хозяйства. Владельцы готовы уступить землю по 10–12 тысяч долларов за сотку. Понятно, что ни о каком “сельхозназначении” этих земель речь давно не идет – при таких ценах это просто нерентабельно.
Своих не трогаем?
Участки давно не обрабатываются, признает начальник юридического отдела межрегиональной земельной инспекции по Алматинской области и городу Алматы Медеу КАЛЫБЕКОВ. Налицо – нецелевое использование земель сельхозназначения. Согласно Земельному кодексу, они должны быть изъяты в госсобственность.
Однако за три последних года на огромной территории восточных пригородов Алматы, по словам чиновника, ни одного изъятия земли так и не случилось.
– Сегодня в этом районе проводится комплексная проверка, – говорит г-н Калыбеков, – проверяются 35 крестьянских хозяйств. В прошлом году только вдоль Кульджинского тракта и трассы на Талгар мы выявили 200 гектаров необрабатываемой земли. Материалы переданы в областной межрайонный экономический суд.
Проверять землю на предмет “нецелевого использования” инспекторы имеют право в зависимости от некоей “степени риска”, утверждаемой Агентством РК по управлению земельными ресурсами, поясняет Медеу Калыбеков: “Участки в этом районе являются территорией “незначительного риска”, поскольку в среднем не превышают 5–10 гектаров. Поэтому проверять их мы можем раз в 3–5 лет”.
Земельная инспекция может добиться изъятия земли лишь через пару лет после того, как факт нецелевого использования будет установлен. Однако в отдаленных районах Алматинской области земли сельхозназначения почему-то отбирают в пользу государства очень расторопно. Только за 2009–2010 годы в регионе в казну было возвращено более 30 тысяч гектаров. Но к “золотой” земле вокруг южной столицы это не относится. Например, только в 2009 году более 300 (!) землепользователей Талгарского района получили уведомления о нецелевом использовании участков. Но ни один участок конфискован не был.
Афера номер два
– Все эти земли были куплены в 2004–2007 годах на волне строительного бума, – поясняет председатель Республиканской палаты оценщиков Александр КАЛИНИН. – Покупателями были, как правило, сами чиновники либо их родственники, и земля уходила буквально за гроши – по кадастровой стоимости. Сельским хозяйством тут никто и не думал заниматься. Владельцы, используя связи, быстро меняли целевое назначение использования участков на ИЖС и тут же их продавали – в сотни, тысячи раз дороже.
На пустом месте возникали огромные состояния. Потом грянул кризис, “бизнес” встал, и местные власти наконец-то опомнились. Летом 2008 года акимат Алматинской области объявил мораторий на изменение целевого назначение сельхозземель.
Вопрос “пустой” земли снова стал актуален, когда началось строительство магистрали Китай – Европа, говорит Александр Калинин. “Китай выделил Казахстану 6 миллиардов долларов, но большая часть денег истрачена вовсе не на дорогу. Эксперты палаты оценщиков постоянно разбирают ситуации, когда цены на соседние участки на пути трассы отличаются в разы. Таким образом, у владельцев “пустых” сельхозугодий появилась еще одна возможность очень хорошо “скинуть” свою землю. Огромная часть китайского кредита уже потрачена, но не на дорогу, а на выкуп в казну земли под нее по раздутой стоимости. Деньги быстро исчезали, и высокое начальство дало приказ: “Разобраться!”. Поэтому на рынке пригородной земли следует ждать новый передел”, – считает г-н Калинин.
Социальная бомба
“Земельный вопрос” будет обостряться, отмечают эксперты, так как в стране растет число внутренних мигрантов. В 2008 году более 344 тысяч человек сменили место жительства, это в полтора раза больше, чем в 1999-м. Главная причина – ухудшение условий жизни в сельской местности. В будущем поток мигрантов из сел в города будет лишь расти. “При сохранении существующего уровня развития сельского хозяйства имеющееся сельское население избыточно и не позволяет достичь среднедушевого дохода, равного величине прожиточного минимума, – отмечали авторы официальной Госпрограммы развития сельских территорий РК на 2004–2010 годы. – Для достижения величины прожиточного минимума численность сельского населения должна сократиться в два раза и составить около 3,5 миллиона человек”. Другими словами, еще около 3,5 миллиона граждан, если они хотят жить достойно, должны переехать в город.
Предоставляя спекулянтам очередную возможность нажиться за счет бюджета, государство по-прежнему не в состоянии обеспечить простым гражданам прописанное в Конституции право на жилье. Государственная программа строительства жилья на 2008–2010 годы, по сути, провалена. За четыре года в этот документ четырежды вносили изменения, выделяли дополнительные деньги. Но в итоге вместо запланированных 28 миллионов квадратных метров жилья в республике было построено всего 19,3 миллиона. В последние 20 лет объемы вводимого жилья в среднем были в 2–2,5 раза ниже, чем в 1980-е. Другими словами, у граждан республики сегодня вдвое меньше шансов обзавестись собственным жильем, чем во времена СССР.
Не сумев обеспечить население достаточным количеством квадратных метров по доступной цене, авторы жилищной политики лишают людей последней возможности – построить дом своими силами. Так, по данным Госагентства по делам строительства и ЖКХ, из 34 074 участков, которые должны были быть подготовлены в стране к новому строительству в 2008–2010 годах, согласно Госпрограмме жилищного строительства, по состоянию на июль 2010-го фактически была готова лишь треть – 11 384 участка. Особенно сложно в этом отношении обстоят дела в столице. Из запланированного 5081 участка в Астане на указанную выше дату было подготовлено только 1082.
Не лучше ситуация и в Алматы – огромные территории пустуют, в то время как сотни тысяч жителей города не имеют возможности улучшить свои жилищные условия. Коррупция в земельных отношениях, учитывая огромное число нуждающихся в собственном жилье, грозит социальным взрывом. Но бюрократов из акиматов, Агентства по управлению земельными ресурсами и других “земельных” контор, похоже, интересует только бизнес…