Каспийская конвенция: год спустя - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Каспийская конвенция: год спустя

Каспийская конвенция: год спустя

Достаточно долгое время прошло с тех пор, как Каспийское море обрело законный статус. Подписывая в торжественной обстановке историческую конвенцию, главы пяти прикаспийских стран говорили о том, какой бурный рост ожидает регион в самое ближайшее время. Но то ли срок еще не пришел, то ли прогресс незаметен со стороны. К тому же пока еще соглашение до конца не ратифицировано.

  • 4 Октября 2019
  • 759
Фото - Caravan.kz

Завышенные ожидания и несговорчивые депутаты

Каспийский медиафорум проходил в Астрахани еще до того, как в прошлом году был решен вопрос о статусе одного из древнейших водоемов Земли. Тем интереснее мнения о его дальнейшей судьбе участников встречи, организованной центром международных и общественно-политических исследований “Каспий Евразия”. В коридорах мероприятия мы пообщались с экспертами о юридических коллизиях и экономических перспективах развития.

– Достаточно долгое время было принято считать, что подписание Конвенции о правовом статусе моря даст ответы на все спорные и проблемные вопросы каспийской повестки. Именно поэтому отсутствие явно выраженного интеграционного рывка во взаимоотношениях стран региона после подписания документа на V Каспийском саммите в Актау в 2018 году нередко вызывает недоумение и непонимание, – признает руководитель офиса Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК в Алматы Лидия ПАРХОМЧИК.

Иначе говоря, все ждали чуда, забыв о том, что геополитика всегда имеет свои нюансы.

– Стоит учитывать, что конвенция – это рамочный документ, оставляющий каждой стороне определенное пространство для маневра. В некоторых прикаспийских государствах были высоки надежды на партнерские проекты по освоению шельфа, например – Транскаспийский газопровод, который бы позволил везти нефть из Туркменистана и, возможно, Казахстана в Европу через Азербайджан, минуя Россию. Но надо помнить, что такие проекты должны получать экологическое заключение всех пяти стран, а это достаточно серьезный барьер, – говорит научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института востоковедения РАН Александр ВОРОБЬЕВ.

К тому же, пока еще Каспийская конвенция, строго говоря, не имеет юридической силы: в 2018 году в Актау ее подписали главы прикаспийских стран, потом документ должны были ратифицировать национальные парламенты, но иранские депутаты до сих пор ничего не подписали: там недовольны своей долей дна водоема.

– Свою подпись под конвенцией поставил президент Рухани. Но парламент может потребовать разъяснений по пунктам документа, и этим летом как раз были соответствующие слушания. Уже ясно, что период ратификации у Ирана будет дольше, чем у остальных прибрежных государств. Однако стороны не согласовывали сроки ратификации документа, так что пока не стоит предаваться алармистским настроениям, – говорит Лидия Пархомчик.

Петр Великий – человек и пароход

Тем не менее постепенно проекты совместного освоения Каспия реализуются. Один из самых ожидаемых и понятных населению – туристический круизный лайнер. И в мае этого года судно “Петр Великий” было спущено на воду. Уже со следующего года планируется запуск круиза.

Вполне возможно, что стоять за штурвалом лайнера будут и казахстанские капитаны.

– В 2018 году были подписаны документы о создании в Актау Морской академии. До этого мы существовали как факультет при Каспийском госуниверситете технологии и инженерии, но всегда было мнение, что раз в Казахстане есть свое море, то нужны и свои морские капитаны, инженеры и так далее. После подписания Каспийской Конвенции работа в данном направлении усилилась, и мы стали отдельным учебным заведением, – с гордостью рассказывает директор Морской академии Болат САРСЕНБАЕВ.

Не газопровод, но тоже хорошо

Как подчеркивает Лидия Пархомчик, круиз – далеко не единственный транскаспийский проект, который уже практически запущен. Подписание конвенции и закрепление возможности прокладывать подводные кабели и трубопроводы по дну моря активизировали переговоры между Нур-Султаном и Баку о строительстве волоконно-оптических линий связи.

– Так как реализация проекта TASIM (Трансевразийская суперинформационная магистраль) затягивается, “KazTransCom” и “АzerTelecom” проработали шаги по развитию альтернативного транскаспийского цифрового коридора. В марте 2019 года Казахстан и Азербайджан подписали соответствующее межправительственное соглашение. Реализация проекта намечена на 2021–2022 годы, – объясняет она. Решит ли Казахстан каспийскую проблему?

Также конституция Каспия придала дополнительный импульс и развитию энергетического сотрудничества в регионе. Так, активно продвигается кооперация между ведущими казахстанскими и российскими энергетическими компаниями.

– Текущий год оказался плодотворным для “КазМунайГаза” и “Лукойла” в плане расширения сферы сотрудничества. В апреле 2019 года стороны подписали контракт на разведку и добычу углеводородного сырья на морском участке Женис, а в июне было подписано соглашение о принципах по проекту “I-P-2”, – рассказывает Лидия Пархомчик.

А совсем недавно “КазМунайГаз” и “Лукойл” договорились о совместных геологических исследованиях на территории Казахстана с целью оценки углеводородного потенциала.

Черная икра и прочие мелочи

Также постепенно налаживается работа в области охраны биоресурсов Каспия. Да, не так быстро, как хотелось бы, но в этом вопросе даже незначительный результат – уже хорошо. Из-за неопределенности статуса водоема вопросы экологической безопасности нефтепромыслов не решались годами, сейчас уже разработаны рамочные правила его защиты от загрязнений, вызванных деятельностью на морском дне.

– Подобные вопросы относятся к сфере компетенции Тегеранской конвенции, работа в рамках которой нуждается в активизации. Не случайно на сентябрьской встрече спецпредставителей МИД Казахстана, Азербайджана и Ирана по вопросам Каспия стороны вновь подняли вопрос об учреждении Секретариата Тегеранской конвенции в Баку, – комментирует тему Лидия Пархомчик.

Также, как подчеркивает эксперт ИМЭП, набирает обороты сотрудничество на экологическом треке.

В настоящее время ведется работа по согласованию положений Протокола о сотрудничестве в области борьбы с незаконным промыслом биоресурсов в Каспийском море.

Не исключено, что здесь в самые ближайшие годы все же будет введен тотальный запрет на добычу осетровых и прописаны обязанности всех пяти стран о зарыблении водоема.

– На сегодняшний день в Казахстане, России и Азербайджане действуют рыборазводные заводы по выращиванию мальков осетра. При сохранении запрета на вылов специалисты ожидают восстановления популяции осетровых пород рыб за счет искусственного воспроизводства, – говорит специалист.

На стадии “хотелок” – совместное освоение каспийских островов и множество других экономических проектов. Но в целом, как подчеркивают эксперты, совместная работа на Каспии началась. И ведется она не только в экономической, но также и в культурной, спортивной и торговой отраслях. Так что в краткосрочной перспективе можно ждать новых форматов развития. И вовсе не факт, что они будут связаны с нефтью и газом.

НУР-СУЛТАН – АСТРАХАНЬ