Миллиард туда, миллиард сюда… - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Миллиард туда, миллиард сюда…

Миллиард туда, миллиард сюда…

Когда цены на бензин в России и Казахстане сравняются, строить новый НПЗ в нашей стране станет бессмысленно.

  • 20 Мая 2011
  • 2389
Фото - Caravan.kz

В Казахстане планируется строительство нового нефтеперерабатывающего завода, заявил министр нефти и газа РК Сауат МЫНБАЕВ. Планы долгосрочные – по словам министра, строить новый завод начнут не ранее 2020 года. Но внутренний спрос на бензин и солярку не пострадает, сообщил г-н Мынбаев.

Сегодня в Казахстане потребляется около 13,5 миллиона тонн нефтепродуктов ежегодно. Три казахстанских НПЗ – Павлодарский, Шымкентский и Атырауский –  переработали 13,7 миллиона тонн сырой нефти. Бензина эти заводы произвели почти на 600 тысяч тонн меньше общих объемов потребления этого топлива в стране.

Выпускать больше высокооктанового бензина не позволяет изношенное оборудование отечественных НПЗ. Самый современный из них, Павлодарский НХЗ, был введен в строй в 1978 году. Программа модернизации обойдется в 3 миллиарда долларов. “Это обеспечит глубинную переработку до 90 процентов, выпуск продукции по стандартам Евро-5”, – сообщил в мае этого года вице-премьер-министр индустрии и новых технологий Асет ИСЕКЕШЕВ. Проблема в том, что любые инвестиции должны “отбиваться”. Цена модернизации заводов неизбежно будет вложена в цену переработки нефти на них, и в итоге – в топливо, за которое заплатит конечный потребитель.

Известно, что в модернизацию Атырауского НПЗ с начала 2000-х были вложены сотни миллионов долларов. Теперь за это платит потребитель – по данным АО “КазМунайГаз – переработка и маркетинг”, тариф на переработку нефти на АНПЗ вдвое превышает цены двух других отечественных НПЗ. Соответственно бензин с этого завода стоит дороже. Это насколько же должна вырасти цена топлива, чтобы заводы сумели вернуть все три миллиарда долларов?

При этом лишь Атырауский НПЗ работает исключительно на отечественной нефти, тогда как Шымкентский ПКОП загружен российской нефтью на 20 процентов, Павлодарский НХЗ – на все 100 процентов.

Это станет особенно очевидно, когда цена бензина в Казахстане и России сравняется. О том, что розничные цены на нефтепродукты в двух странах будут выравниваться в рамках ЕЭП, председатель правления НК “КазМунайГаз” Каиргельды КАБЫЛДИН заявил еще в январе этого года.

Когда цена станет одинаковой, российские НПЗ зальют рынок Казахстана своим топливом, которого у них в избытке. Россия производит на 20 процентов больше бензина, чем потребляет. Только в 2009 году российские компании продали за рубеж около 4,3 миллиона тонн бензина – больше, чем выпускают все казахстанские НПЗ вместе взятые. Все вместе они перерабатывают нефти меньше, чем один Омский НПЗ, который находится у границ Казахстана и недавно был полностью отремонтирован.

Хочется отметить, что планы модернизации НПЗ наши нефтяники составляли с конца 1990-х, и ни один из них не был до конца выполнен. Обещанные в этот раз миллиарды, безусловно, потратят. Но будет ли результат? Кстати, говорят, что в Беларуси, которая тоже в ЕЭП, уже выпускают бензин по стандартам Евро-5…