Стоит ли бояться Китай: взгляд россиянина и казахстанца - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Стоит ли бояться Китай: взгляд россиянина и казахстанца

Стоит ли бояться Китай: взгляд россиянина и казахстанца

Китай стал настолько значительным политическим и экономическим игроком на карте мира, что считаться с ним вынуждены даже в далекой Африке и вроде как в ни от кого не зависящих США. Но значит ли это, что этой страны надо бояться? Казахстанский и российский эксперты нашли ответ на животрепещущий вопрос.

  • 27 Сентября 2019
  • 2030
Фото - Caravan.kz

Как дракон стал поездом

Соседи на следующей неделе гуляют: 1 октября Китайская Народная Республика отмечает свое 70-летие. Будут танцы, летающие драконы, длинные выходные и даже масштабный парад военной техники, где впервые продемонстрируют некоторые виды передового вооружения. И справедливости ради отметим: китайцы могут себе всё это позволить.

За 70 лет, как сообщил на неделе глава Госстатуправления КНР Нин ЦЗИЧЖЭ, экономика Поднебесной выросла в 175 раз, при этом ВВП на душу населения – в 71 раз, а располагаемые доходы населения – в 60 раз.

Там же постфактум: рост благосостояния каждого китайца, двукратное увеличение продолжительности жизни и официальное искоренение нищеты. Ну не чудо ли?

Также за эти годы страна из аграрной державы превратилась в промышленную: в 1952 году более 50 процентов ВВП давали доходы от реализации продукции сельского хозяйства, сейчас эта доля сократилась до 7,2 процента.

Сами местные жители отмечают, что от торговли рисом они перешли к продаже высокоскоростных поездов.

Кстати, поезд – это нынче один из самых популярных метафорических образов в Поднебесной. Там говорят, что летят по рельсам экономики на всех парах и желающие могут запрыгивать в вагоны. Кому комфортно на перроне – могут оставаться, Китаю, мол, все равно. И, по сути, так и есть.

– Ни одна страна мира сейчас просто не может не работать с Китаем. Он слишком огромен и территориально, и экономически, чтобы кто-то в мире мог делать вид, что такой страны просто не существует, – говорит научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института востоковедения РАН Александр ВОРОБЬЕВ.

Эксперт из Москвы признает, что сотрудничать с Пекином сейчас стремятся все: Запад, США, Россия. Казахстану, который имеет обширную общую границу с КНР, выгодное географическое положение и исторические связи, тем более нельзя отказываться от этого партнерства.

Наша страна для них – стартап

– С показателем в 130 миллиардов долларов прямых инвестиций за рубеж Китай является одним из основных финансовых доноров во всем мире. Кроме того, это на сегодняшний день мировой лидер по внедрению технологий в различные отрасли производства. Мы видим, что в Пекине намерены и далее расширять свои инвестиционные потоки через инициативу “Пояс и путь”. И, конечно, нам очень выгодно, чтобы китайские деньги пришли в нашу страну, – солидарен с ним ведущий эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Жумабек САРАБЕКОВ. Китая нужно не просто бояться, а очень бояться: откровения казашки из КНР

Тут, как подчеркивает эксперт, очень важно понимать, что речь идет именно об инвестициях: КНР готова вкладывать в развитие дорог, строительство заводов на территории Казахстана и прочее. Делая такие вложения, инвесторы прекрасно понимают, что они могут и не окупиться: в самом Китае ежегодно регистрируется 18 тысяч стартапов. Успешными становятся, естественно, не все, но в списке 500 крупнейших компаний мира, по версии “Fortune”, за 2018 год КНР впервые обогнала США и стала первой.

Так что китайцы хорошо оценивают риски и умеют считать деньги.

– Главный акцент в своей внешнеэкономической политике Пекин делает на Азиатско-Тихоокеанский регион, а не на Центральную Азию. Это связано со многими аспектами, среди которых – и объем экономик, и языковая среда. Но в то же время Казахстан – один из его ближайших партнеров. Помимо импорта энергоносителей и металлов Китай особенно интересуют наши транспортные возможности. Потому что мы являемся очень важным звеном в проекте “Пояс и путь”: через нас проходит одна из главных артерий, которая связывает восток континента с Европой. Также через нас проходит Транскаспийский маршрут, который дает выход на Азербайджан и далее – в Турцию, и железная дорога, которая идет на Иран. Но тут тоже надо понимать, что этот интерес небезграничен, потому что транспортировка по суше дороже, чем морской путь, – напоминает Жумабек Сарабеков.

Отдельные граждане опасаются того, что Казахстан слишком много денег берет у Китая, но, как уверен Сарабеков, риски не столь значительны, как о них говорят лидеры нацио­нал-патриотов.

– Очень популярен тезис о том, что Казахстан слишком активно наращивает свой внешний долг и завтра мы столкнемся с соответствующим кризисом. Тут надо отметить, что да, внешний долг РК составляет более 150 миллиардов долларов, но доля государственного внешнего долга в нем – всего 14 миллиардов, или 8,2 процента от ВВП, а остальная часть – это задолженность, на которую не распространяются государственные гарантии, – объясняет эксперт.

Разделяй и властвуй. Вот только кто и над кем?

Россиянин Александр Воробьев считает, что в Казахстане слишком занижают успехи дипломатов и чиновников во взаимоотношениях двух стран, потому что наша страна выстраивает достаточно выверенную политику в отношении восточного соседа.

Во-первых, стоит отметить многовекторность казахстанской политики. Страны Запада, Россия, Центральная Азия – у республики со всеми очень хорошие деловые взаимоотношения, и это позволяет стране и обезопасить себя от излишнего влияния того или иного центра силы, и в то же время контролировать, чтобы по всем направлениям были соблюдены национальные интересы. Плюс Казахстан входит в ОДКБ, что гарантирует ему помощь в вооруженных конфликтах, если таковые вдруг случатся. Во-вторых, РК сотрудничает с Китаем в очень важных для экономики страны отраслях: транспортная инфраструктура, промышленность.

Дороги, которые строят на китайские деньги, будут принадлежать Казахстану. На заводах, которые построит Китай, будут работать казахстанцы.

Да, безусловно, часть сотрудников будет гражданами КНР, но это очень хорошо регулируется законодательством, – говорит он.

Сами же китайцы не единожды заявляли с высоких трибун, на экспертных встречах и в интервью прессе, что не собираются подавлять соседей и кого бы то ни было еще ни экономически, ни тем более физически. Им нужны сильные и платежеспособные партнеры. Если 70 лет назад КНР продавала миру товаров на 1,13 миллиарда долларов, то сейчас – на 4,6 триллиона. И объемы производства в стране всё растут.

Тем не менее бояться, по мнению Александра Воробьева, все же стоит. Но по иной причине.

Синофобия, она, в принципе, достаточно естественна: Китай – огромная страна с огромным потенциалом. Что по сравнению с ним, скажем, Казахстан? Даже Россия, несмотря на обширные территории, очевидно, менее развита, чем КНР. И вот эту разность потенциалов надо всегда учитывать.

Так, например, признавая мощь Китая, наверное, было бы целесообразно хотя бы иногда нашим странам работать единым фронтом – в рамках, например, ОДКБ или ЕАЭС.

Последняя интеграция, собственно, для этого и была создана. Но нужны какие-то национальные стратегии сотрудничества. А пока стратегии сотрудничества с Китаем нет ни в Казахстане, ни в Кыргызстане, ни даже в России, – говорит эксперт.

Более того, зачастую, когда речь идет о китайских инвестициях, наши страны становятся соперниками. У того же “Пояса и пути” несколько маршрутов, какие-то из них в большей степени задействуют Казахстан, какие-то – Россию. Есть вопросы о таможенных сборах и платежах. Какие вопросы для кого принципиальны, по каким возможны компромиссы? Пока такие дискуссии не проводятся, во всяком случае – публично. Тем не менее, чтобы говорить о минимизации роста китайского влияния в регионе, их надо начинать.

Когда верстался номер

Казахстанско-китайская государственная граница будет закрыта на период с 1 по 3 октября в связи с празднованием Дня образования КНР, сообщили агентству “Интерфакс-Казахстан” в Пограничной службе КНБ республики. Пропуск лиц, транспортных средств и грузов возобновится 4 октября.

НУР‑СУЛТАН