Таинственные траты: какие секреты таятся в гипотетическом законе о статусе педагога - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Таинственные траты: какие секреты таятся в гипотетическом законе о статусе педагога

Таинственные траты: какие секреты таятся в гипотетическом законе о статусе педагога

Законопроект есть, а что там написано – педагоги не знают

  • 27 Сентября 2019
  • 5669
Фото - Caravan.kz

Один триллион 202 миллиарда тенге дополнительно потребуется на реализацию закона “О статусе педагога”. Причем 214 миллиардов – уже в 2020 году. Такие цифры озвучил министр образования Асхат АЙМАГАМБЕТОВ, презентуя этот документ мажилисменам. Странно. Закон еще не принят, какие его статьи потребуют большего финансирования, какие меньшего – никто сейчас сказать не может. Но эти суммы уже заложены. Телега впереди лошади?

При этом текста самого последнего варианта законопроекта на сайте министерства нет. Педагогическое сообщество не в курсе, что ему именно предлагают. Директор образовательного центра “TMpressio”, эксперт ЮНЕСКО Василий ШАХГУЛАРИ пожимает плечами:

– Мне трудно судить о том, чего я в глаза не видел. Сумма огромная. А на что ее именно собираются тратить? На каких уровнях? В какой период? Комментировать можно только то, что Асхат Канатович четко артикулировал.

Пироги и пышки, синяки и шишки

– Начнем с приятного? Например, он сказал, что “учителям предусмотрен ряд нематериальных стимулов”. Это места в детских садах, звание “Қазақстаннын еңбек сіңірген ұстазы” (“Заслуженный учитель Казахстана”)”, отсрочка от призыва на военную службу, повышенные оклады для педагогов, работающих в сельской местности. Еще есть гранты для носителей званий “Лучший педагог”, “Лучший преподаватель вуза”. А местные власти даже могут поощрять труд “выплатой единовременного вознаграждения”.

– Статус педагога всё это, конечно, повышает. Такие “пряники” мотивируют. А они на зарплате отразятся, а?.. (Пауза.) В силовых органах, в армии за повышение в звании, получение очередной звездочки на погонах полагается доплата. Звание “Заслуженный учитель” в СССР ввели в 1940 году. Тогда и зарплату им повысили на 30 рублей по итогам года. И пенсия у “заслуженных” повышенная была. В 70-х годах до 110 рублей доходила. Помните, у инженеров тогда зарплата 120–130? В 1977-м учредили звание “Народный учитель”. Там бонусы еще выше были. Если завтра у нас учредят звание заслуженного – может, это только первый шаг?

– В ходе августовской конференции учителей Президент Токаев поручил правительству увеличить им зарплату в два раза в ближайшие четыре года: “Несмотря на декларируемое сегодня повышение зарплаты учителей, многие доплаты исчисляются с базового должностного оклада. Поэтому 500 тысяч педагогов в стране не чувствуют существенного повышения – надо прямо об этом сказать. При этом их заработная плата остается одной из самых низких и составляет всего лишь 65 процентов от средней заработной платы по экономике”.

– Сегодня базовый оклад составляет 70 тысяч тенге. Если добавить к ним в следующем году 25 процентов – не очень густо получается. (Шахгулари нервно крутит в руках ручку.) Опять же вопрос: эти деньги будут идти напрямую из бюджета страны или от закона “О статусе педагога”? Нам не говорят. Закон для зомби?

– Ваша версия: повышать будут всем поголовно? Одно дело, когда зарплату поднимут преподавателю с 20-летним стажем. А вчерашнему выпускнику института тоже?

– Чтобы всем было одинаково – у нас так не бывает. Наверное, все-таки какая-то дифференциация будет.

– Вот еще одна “плюшка” от министерства: “Предусмотрены нормы по сокращению нагрузки на педагога путем установления запрета на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок. За это предусмотрен штраф от 20 до 120 МРП в зависимости от субъекта правонарушения”. Штрафовать станут и за превышение нормы рабочего времени. Вы можете представить себе учителя школы, который настучит на своего директора?

– А в какую контору ему стучать? В местное управление образования? И кто там будет обрабатывать жалобы и расследовать все факты? Кто именно станет решать, кого и на какую сумму наказать? В законе все эти процедуры и механизмы прописаны? Подавать в суд? Не знаю, не знаю… И как быть с моральной стороной этого вопроса?

– Василий Вачикович, допустим, историк пожаловался на директора школы – тот же может ему отомстить, используя служебное положение?

– Еще как! Только суд может защитить права учителя в таком конфликте. Но если дело дойдет до суда, то педагог будет выключен из учебного процесса. Ему же придется присутствовать на судебных заседаниях. Конечно, с одной стороны, защита преподавателя – очень правильный шаг. Я двумя руками “за”. С другой – абсурд. Потому что эта норма может породить новые конфликты, новые двойные стандарты. Повторяю: почему проект закона нигде не был опубликован?

Почему педагогическое сообщество не в курсе того, по каким правилам ему дальше жить и работать?

У нас есть свои мнения, идеи и предложения. А они министерству не интересны?

Как уменьшить нагрузку в городах и селах?

– В законопроект, по словам министра Аймагамбетова, не вошли такие нормы, как выход на пенсию по выслуге лет, пособия на лечение, льготная ипотека, доплата за звания доцента и профессора, повышенная стипендия обучающимся по педагогическим специальностям.

– В СССР преподаватель мог выйти на пенсию по выслуге лет. Почему у нас это невозможно? Работа учителя – это постоянный напряг и стрессы. Человек за годы “выгорает” духовно и профессионально. Ждать от такого “выгоревшего” качественного результата – не-ре-аль-но! (Стучит пальцем по столу.)

– Скорее всего, эту норму отклонили по одной причине: педагогов не хватает. Особенно в глубинке. Президент Токаев также сказал, что в Казахстане не должно быть разницы в уровне образования между детьми в городе и на селе, “акимы областей должны принципиально заняться этим вопросом”.

– 51 процент школ у нас в сельской местности. Чтобы решить эту проблему, нужны другие меры. Дело не только в деньгах, хотя их в первую очередь не хватает. Не все выпускники вузов готовы рвануть в аулы в качестве учителя. Между прочим (хитровато улыбается), Советский Союз тоже не сумел решить этот вопрос. А для нас он сейчас еще более болезненный. Найти хороших педагогов для глубинки? А чем, кроме денег, можно создать условия для привлечения молодых специалистов?

– Уже 10 лет действует госпрограмма “С дипломом – в село!”. Глава государства сказал, что с 2020 года на ее развитие начнут выделять по 20 миллиардов тенге. Ежегодно. Там и подъемные, и супердешевые кредиты на жилье.

– Отлично (гордо поднимает большой палец)! А почему в селе преподавателей по-прежнему не хватает? Какие-то системные проблемы в реализации этой программы правительство и министерство образования выявили? Нашли пути их решения? Лучшие выпускники вузов в село вряд ли поедут. Поэтому разница в уровне преподавания, видимо, останется. Деньги – хороший аргумент. Но не для всех. Да, а что – в городских школах образование сейчас лучше, чем в сельских? Переполненные классы, трехсменка в Алматы и больших областных центрах – это не проблема? О каком уровне образования тут можно говорить? Учитель и так уже как загнанная лошадь (дробно стучит пальцами по столу). "В городе нужно было «отчехлить» за место работы": учитель истории о том, почему уехал преподавать в казахский аул

– В законопроекте сказано о снижении нагрузки на педагогов.

– А это про учебную нагрузку сказано или о каких-то других – общественных и прочих? Есть учебный план, есть программа. 18 часов в неделю на учителя школы – это стандарт. Базовый оклад. Проверка тетрадей – за это платят. Пусть копейки, но платят. Но подготовку к урокам не оплачивают. А это большие временные и нервные затраты – перелопатить огромный объем дополнительной литературы.

Учитель может сегодня выбирать, по каким учебникам преподавать. Но их все надо изучить, выбрать лучшие!

Их много, они разные по качеству материала. Важно, чтобы учащиеся были в потоке общеутвержденной программы. Подходы педагога к подаче материала могут быть разными. Но требования к учителям всегда и везде одинаковы. В Казахстане сейчас более 3 миллионов школьников и чуть больше 300 тысяч школьных преподавателей. У каждого предмета – своя нагрузка. Согласитесь, тут и оплата должна быть разной, и надбавки.

– Если отмотать тему чуть назад. А кто и по каким критериям будет определять – кто достоин звания “Заслуженный учитель Казахстана”?

– Провоцируете? (Выдерживает паузу и вдруг улыбается.) Повторяю: я окончательный вариант законопроекта в глаза не видел! В стране много образовательных центров. А кто их сертифицировал? Где их рейтинги? Кто оценивал качество работы специалистов, которые прошли в них переподготовку? Законопроект “О статусе педагога” их учитывал? Или всё отдадут на откуп областным департаментам образования? А родители школьников могут как-то повлиять на этот процесс? Были случаи, когда родители добивались увольнения м-м-м… не очень квалифицированных учителей. И были – когда даже очень хороших увольняли за незначительные ошибки и проступки.

– Сфера образования, согласно последнему исследованию “Transparency Kazakhstan”, если не в лидерах, то и не в аутсайдерах по уровню коррупции.

– А посмотрите статистику. Сколько выпускников школ уехало за высшим образованием в Россию и в дальнее зарубежье? И сколько из них вернулось на родину? Сколько выпускников наших вузов нашло работу на родине в последние годы? Эффективность работы нашей высшей школы и программы “Болашак” только сейчас начинают считать.

Проблемы высшей школы мы не можем решить больше 20 лет. Президент Токаев даже сказал: зачем нам столько вузов, если мы не можем трудоустроить всех их выпускников?

Если школьник-неуч набирает всего 50 баллов, не важно, из сельской он школы или городской, и поступает в вуз – какая разница, в каком станет учиться? Каким специалистом выйдет оттуда и за какие заслуги получит диплом? Но чем он тогда поддержит экономику страны?..

P. S. В марте этого года тогдашний министр образования Куляш Шамшидинова сообщила, что на строительство школ в 2019–2021 годах будет выделено 136 миллиардов тенге: “В первую очередь будут строить школы взамен аварийных, трехсменных школ, где не хватает учебных классов, и в тех регионах, где возможны землетрясения”.

Когда принимали программу “100 школ, 100 больниц”, видимо, не сумели посчитать, сколько объектов образования потребуется на самом деле?

АЛМАТЫ