Чемпионский почерк
Абдусалан Нурмаханов родился в 1936 году. После окончания учебы в техникуме он поступил в Казахский институт физкультуры.
– В нашей группе обучались ребята из разных видов спорта, боксеров было девять человек, – вспоминает другой наш известный боксер, а впоследствии тренер и судья Серик Абденалиев. – С Абдусаланом мы жили в одной комнате, пока он не женился. В 1957 году вместе поступили на первый курс Казахского института физкультуры. Он уже был чемпионом республики. А норматив мастера спорта СССР выполнил на чемпионате Союза, куда поехал перворазрядником. Получить мастера спорта в наше время было очень сложно. Его даже за победу в чемпионате КазССР не давали – надо было попасть в финал чемпионата СССР.
Подводные камни сборной СССР
В решающем бою за звание чемпиона СССР Нурмаханов встретился с Андреем Абрамовым, который был на год старше. В конце 50-х в сборной СССР стало вакантным место в тяжелом весе – завершил карьеру знаменитый литовец Альгирдас Шоцикас. За освободившееся место была серьезная конкуренция нескольких молодых амбициозных боксеров. В финал первого чемпионата СССР “без Шоцикаса” вышли Абрамов и Нурмаханов. Результат того боя, вполне вероятно, предопределил развитие карьеры обоих спортсменов – победитель получал возможность выезжать на крупные соревнования, проигравшему была уготована роль второго номера. Тогда судьи отдали победу российскому боксеру, который в ранге чемпиона СССР поехал на первенство Европы, выиграл его, а впоследствии побеждал на нем еще дважды (чемпионатов мира в то время не было), участвовал в Олимпийских играх 1960 года.
– Думаю, что если бы Нурмаханов, а не Абрамов выиграл чемпионат Союза, то он потом тоже бы стал чемпионом Европы, – считает Абденалиев. – В наше время выиграть внутренний чемпионат было сложнее, чем европейское первенство. В 1962 году Абрамов и Нурмаханов снова встретились в финале чемпионата СССР. Для Абдусалана тот бой был выигрышным, он даже отправил Абрамова в нокдаун, но трое судей из пяти отдали победу россиянину. О необъективном судействе того боя написали даже в главной спортивной газете Советского Союза – “Советском спорте”.
“Таких боксеров сейчас нет”
Нурмаханов еще дважды поднимался на пьедестал почета в чемпионатах СССР. В 1959 и 1967 годах он, проиграв в полуфиналах, завоевывал бронзовые медали.
Несмотря на четыре награды советских чемпионатов, Нурмаханов ни разу не попал в состав сборной на крупные турниры. Тем не менее Абдусалан был в обойме, выезжал за границу, участвовал в различных международных соревнованиях. В декабре 1962 года Нурмаханов в составе сборной СССР участвовал в матчевых встречах с боксерами ФРГ. В Кёльне он уверенно выиграл у Вилли Регенауэра, а спустя два дня в Бонне нокаутировал во втором раунде Адольфа Бранденбургера.
В ноябре 1963 года Нурмаханов взял золотую медаль на первых соревнованиях GANEFO – Играх новых развивающихся сил. Они прошли в Джакарте (Индонезия) и стали своеобразной альтернативой Олимпиаде-1964 в Токио. В них участвовали спортсмены стран “антиимпериалистической” ориентации, в том числе и СССР.
– Абдусалан поехал на эти соревнования первым номером среди супертяжей, – продолжает Абденалиев. – В Джакарте он выиграл все три боя нокаутами. Золотую медаль ему вручил лично президент Индонезии Сухарто. После этого в СССР Нурмаханову первому среди казахстанских боксеров было присвоено звание заслуженного мастера спорта. Не хочу обижать нынешнее поколение тяжеловесов, но сейчас у нас нет таких боксеров, как Нурмаханов. Я, как специалист, могу это смело сказать. Среди тяжеловесов он был самым быстрым, обладал мощным ударом. Абдусалан здорово бил сбоку, снизу, но его коронным ударом был удар в голову.
Два высших образования
Еще будучи действующим боксером, Нурмаханов вопреки расхожему мнению о боксерах-недоучках получил два высших образования, окончив институт физкультуры и заочно биофак КазГУ. После завершения спортивной карьеры перешел на преподавательскую работу. В институте физкультуры в Алма-Ате Нурмаханов заведовал кафедрой бокса, штанги и фехтования. Его подопечные занимали призовые места на студенческих спартакиадах СССР. Затем Абдусалан стал работать старшим преподавателем в КазГУ. Жизненные принципы Нурмаханова были определены двумя девизами: “Радость от работы – каждый день” и “Будь полезен каждый день”.
Такая вот “награда” за победы
– После развала Союза меня назначили главным тренером сборной Казахстана, а Абдусалан стал государственным тренером, – вспоминает Серик Абденалиев. – Однако вскоре мы с ним поменялись местами, поскольку мне тяжело было работать “на лапах” с тяжеловесами.
Нурмаханов и Абденалиев готовили сборную Казахстана по боксу к первой в ее истории Олимпиаде 1996 года в Атланте (США). На этих Играх наши боксеры заняли третье общекомандное место, оставив позади сборные США и России. Выше оказались только боксерские дружины Кубы и Болгарии.
Олимпийским чемпионом-1996 в весе до 81 кг стал Василий Жиров. Он также завоевал Кубок Вэла Баркера, вручаемый самому техничному боксеру Игр. До казахстанца из советских боксеров этот трофей доставался только Валерию Попенченко на Олимпиаде-1964. Серебряным призером Игр в Атланте стал Болат Джумадилов (до 51 кг), бронзовыми – Болат Ниязымбетов (до 63,5 кг) и Ермахан Ибраимов (до 71 кг).
Отличный результат, показанный на Играх-1996, по логике вещей должен был гарантировать работу в сборной еще на один четырехлетний цикл. Однако Нурмаханов, которому на тот момент исполнилось 60 лет, был отправлен на пенсию. Сам он уходить не хотел. К слову, премиальных за тот результат Абдусалан Нурмаханов также не получил – они полагались только тем тренерам, чьи личные ученики стали медалистами.
Убийство, всколыхнувшее всю страну
А летом 2002 года знаменитый боксер был убит. Преступление было совершено в подъезде его дома около семи часов вечера. Нурмаханов приехал домой, следом за ним в подъезд вошел молодой человек в темных очках и с пакетом в руке. Затем раздался звук, похожий на взрыв газового баллона. Через несколько секунд мужчина выбежал из подъезда, держа в руках дипломат, который был раньше у Нурмаханова.
Оперативники отрабатывали версию заказного убийства. Абдусалан последние годы возглавлял управление временных стоянок Ауэзовского района. Ежедневно в конце рабочего дня он собирал выручку на пяти стоянках и возвращался с деньгами домой. Высшие же чины МВД придерживались мнения, что убийство было совершено не из хулиганских побуждений – преступников интересовал сам Нурмаханов. По словам главы Министерства внутренних дел того периода Каирбека Сулейменова, конечной целью преступления было устранить Абдусалана, а не завладеть деньгами.
Однако на деле все оказалось очень банально – Нурмаханов действительно был убит ради денег. Непосредственным убийцей оказался мастер спорта по современному пятиборью Владимир Конев. Он работал на автостоянке, контролируемой Нурмахановым, и знал, в какое время тот собирает выручку. Взяв с собой в подельники еще трех человек, он устроил засаду возле дома легендарного спортсмена. Конев признался, что рассчитывал на 50 тысяч долларов, но у Нурмаханова при себе оказалось только 200 тысяч тенге. Суд приговорил убийц к разным срокам лишения свободы – от 25 до 7 лет…