Акимат Алматы будет бороться с ростом цен на продукты собственной торговой сетью. В конце марта маслихат города постановил выделить Социально-предпринимательской корпорации “Алматы” (АО “СПК РР “Алматы”) 1,3 миллиарда тенге. На эти деньги “социальные предприниматели” должны организовать доставку в мегаполис разнообразной сельхозпродукции отечественного производства, а также продажу ее по ценам ниже рыночных.
– Они (СПК) попросили у нас более 30 точек по городу, – сообщил “Каравану” замначальника управления предпринимательства и промышленности акимата Алматы Максат РАХМЕТОВ, – мы готовы им эти места выделить, но с условием: все продукты должны стоить на 20–30 процентов дешевле, чем в магазинах.
Как известно, в семи районах города время от времени устраиваются сельскохозяйственные ярмарки, на которых крестьяне имеют возможность продавать продукцию без посредников. Организацией этих ярмарок занималась областная СПК “Жетысу”. Идея была в том, чтобы к каждому району города “прикрепить” производителей того или иного района области. Например, Талгарский район продавал свои продукты на ярмарке в Медеуском районе Алматы.
Как следует развернуться “Жетысу” не успела – в конце прошлого года город создал свою собственную СПК “Алматы”. Но аким города решил не ограничиваться Алматинской областью и лично поехал в Жамбыл и Шымкент подписывать меморандумы о поставках в город дешевых продуктов, сообщил Максат Рахметов.
“Показать себя” СПК должна на ярмарках в трех районах города, и это только начало. Палатками тут, по словам чиновника, не обойтись: чтобы продавать мясо, нужны холодильники, специальные помещения для разделки, обученный персонал. То есть речь идет о создании сети магазинов, и не просто магазинов, а крупных маркетов. Почему крупных? Потому что мелкие экономически не выгодны – доставка товара “съест” всю прибыль.
Еще один посредник?
Вопрос в том, где акимат города найдет под них свободные земли и помещения. Вся земля давно кому-то принадлежит. Если ее придется выкупать, вкладываться в строительство, то кто в итоге будет за это платить? Скорее всего, покупатель. Пока что у “соцпредпринимателей” есть только склады.
– У СПК “Жетысу” не было в городе своих складов, а у нашей СПК склады есть, – отметил г-н Рахметов. – Они могут торговать не один день, а два-три, столько, сколько нужно. Акимат города постоянно отслеживает цены на рынках и в магазинах, мы знаем, что где и сколько стоит. Считаю, что есть все возможности продавать продукты дешевле. Я лично буду проверять. Мы ребятам из СПК “Алматы” четко сказали – если вы будете подгонять свои цены под цены рынков, то вашей работе грош цена!
Склады у “предпринимателей” действительно есть – СПК является администратором логистического центра GEGA в Турксибском районе. Самые большие склады в Центральной Азии должны были быть построены еще в 2008-м, но помешал кризис. Теперь вроде бы ничего не мешает, огромные терминалы общей площадью 40 тысяч кв. метров практически готовы. Комплекс признан социально важным объектом и на пять лет освобожден от большинства налогов.
Дешевые склады и собственные магазины – серьезный ресурс, но для влияния на цены в масштабах целого города его может не хватить. По данным акимата, Алматы “съедает” продуктов на 2,5 миллиарда долларов в год. Из Алматинской области поступает всего треть продовольствия, остальное везут из других регионов и из других стран.
Не превратится ли СПК в обычного посредника, который “подомнет” под себя оптовую торговлю, а цены на рынке оставит прежними? Такая опасность есть, считает депутат Мажилиса Алматы Сергей КОЗЛОВ: “Если они будут просто покупать продукты на “Алтын-Орде” и перепродавать в своих павильонах, то быстро превратятся в перекупщиков. Но этого можно избежать, если товар повезут прямо с полей”.
“Потратят деньги, и все…”
Непонятно только, есть ли вообще эти товары на полях Казахстана. Цены на многие продукты в стране определяет импорт. За годы реформ сельское хозяйство южных областей порядком захирело, и сегодня Тараз и Шымкент сами зависят от зарубежных поставок. Например, только Жамбылская область, по данным местной таможни, за первые три месяца этого года ввезла более 44 тысяч тонн сельхозпродукции из-за границы. Один из самых теплых регионов не может накормить своих жителей картофелем, морковью, луком и капустой. Даже яблоки – 1500 тонн за первый квартал этого года – везут из-за рубежа.
– Никакого снижения цен вся эта затея не даст, – считает глава ревизионной комиссии маслихата города Алматы Виктор БУЛЕКБАЕВ, – схема хороша, но не учтен человеческий фактор. Продовольственный рынок города “кормит” множество компаний, на нем трудятся десятки тысяч людей. Все хотят заработать, за каждым не уследишь. Я уверен, что между складами СПК и конечным покупателем очень быстро появится несколько посредников. Государственные деньги потратят зря.
Средства, которые получила СПК “Алматы” на организацию дешевых поставок, в масштабах города совершенно мизерны, считает депутат. В мегаполисе более тысячи продовольственных магазинов, и сеть из 30 павильонов никакой погоды на продовольственном рынке не сделает. Чтобы влиять на весь городской рынок, надо закупать продукты на огромные суммы – в сотни миллионов долларов, самостоятельно хранить и продавать их. Другими словами, требуется воссоздать систему “продснаба” советских времен. В нынешних условиях такая система будет дорогой и неэффективной.
– У оптовиков не такие большие накрутки, как принято считать, – отмечает г-н Булекбаев, – в Алматы уже есть оптовый рынок “Алтын-Орда”. Посмотрите – цены там на 30–40 процентов ниже, чем в городе! Значит, проблема высоких цен – в рознице. Даже на тех ярмарках, которые устраивает СПК “Жетысу”, цены выше, чем на “Алтын-Орде”! Их снижают, когда приходят проверяющие из акимата, а потом вновь повышают. Почему? Потому что люди все равно купят, потому что есть спрос. Горожане готовы заплатить больше в магазине у дома, лишь бы не ехать через полгорода на оптовку.
Изменить ситуацию можно только созданием сети огромных дешевых гипермаркетов, и не на окраинах, а в центре города, считает Виктор Булекбаев. Но это потребует гигантских денег на выкуп земли, так как в центре под такие проекты просто нет места.
– За город, через пробки люди за покупками не поедут. Именно поэтому “не пошел” бизнес у отдельных предпринимателей, которые построили торговые центры на выезде из Алматы.
На цены в крупнейшем мегаполисе влияет целый комплекс накопившихся проблем – с землей, дорогами, таможней, общим состоянием сельского хозяйства в стране. Вряд ли их под силу решить отдельно взятой СПК, даже если картофель для нее будет закупать акимат.
“Мы ребятам из СПК “Алматы” четко сказали: если вы будете подгонять свои цены под цены рынков, то вашей работе грош цена!” – сказал нам замначальника управления предпринимательства и промышленности акимата Алматы Максат РАХМЕТОВ в телефонном разговоре.