После всплеска насильственных актов на религиозной почве в 2011–2012 годах стало очевидно, что для их предотвращения государству потребуется мобилизовать значительные административные, финансовые и информационные ресурсы. В результате была разработана Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2013–2017 годы. Позже ее продлили еще на пять лет.
Так как под воздействие деструктивных религиозных течений попадает все больше молодых людей, которые в силу возраста обладают повышенной внушаемостью, принципиально важно было наладить информационно-пропагандистскую работу с населением. Разъяснять казахстанцам, чем традиционные религии отличаются от деструктивных течений, были призваны специально созданные группы, в состав которых вошли теологи, религиоведы, политологи, иногда психологи. Пороки и пророки: как люди возвращаются к обычной жизни после общения с салафитами
– Опыт Казахстана в проведении профилактических мероприятий оказался достаточно успешным. В настоящий момент аналогичную практику по привлечению экспертов по вопросам религии для разъяснительных работ внедряет и Кыргызстан, – говорит эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Лидия ПАРХОМЧИК.
Совершенствуется работа служб теологической реабилитации в местах лишения свободы. В марте 2019 года министерство внутренних дел совместно с Управлением ООН по наркотикам и преступности согласовало план мер, направленных на дерадикализацию заключенных, осужденных за насильственный экстремизм и терроризм.
– После успешного проведения в январе и мае 2019 года специальных гуманитарных операций “Жусан” по возвращению наших граждан из зоны боевых действий в Сирии вопрос об эффективной реабилитации стал еще более актуален. Эвакуированные на родину казахстанцы прошли реабилитацию в специальных адаптационных центрах. При этом многим из них удалось вернуться к нормальной жизни, – констатирует эксперт. – В целом нужно отметить, что благодаря проводимой спецслужбами работе религиозная ситуация в стране остается стабильной.
НУР-СУЛТАН