Идет патруль по городу: чем занимаются гвардейцы в Усть-Каменогорске - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Идет патруль по городу: чем занимаются гвардейцы в Усть-Каменогорске

Идет патруль по городу: чем занимаются гвардейцы в Усть-Каменогорске

Корреспондент “КАРАВАНА” провел вечер с гвардейским патрулем в Усть-Каменогорске

  • 17 Сентября 2019
  • 464
Фото - Caravan.kz

Пока гвардейцы служат, спокойно город спит – проверить эту формулу мы смогли, поучаствовав в патрулировании улиц гвардейцами регионального командования “Шығыс”.

В теории и на практике

Ребят в темно-серой форме на городских улицах наверняка видел каждый. Ежедневно они охраняют наш покой и зачастую первыми оказываются там, где нужна помощь. Но многие ли знают, какие задачи возложены на патрульных? С чем им приходится сталкиваться?

В воинской части 5518 РгК “Шығыс” в Усть-Каменогорске нам дали возможность увидеть службу изнутри.

Наш куратор – опытный офицер майор Сабит МОЛДАБЕКОВ. За его плечами больше 10 лет службы в Жамбылской, Туркестанской и Восточно-Казахстанской областях. Батальон Молдабекова патрулирует все основные микрорайоны областного центра, включая окраинные.

На раскачку нет ни минуты. Поэтому нас по-военному быстро вводят в курс: сначала солдаты проходят воспитательную работу, следом – инструктаж. Затем, собственно, идет сама служба.

– Воспитательная работа проводится, чтобы солдаты как таблицу умножения знали, что службу полагается нести строго в рамках закона, – поясняет офицер по пути к учебному комплексу. – Ребятам разъясняют статьи Административного кодекса о правах и обязанностях гражданских лиц и военнослужащих. Сначала идет 20-минутная беседа, потом опрос, кто как запомнил. Если есть необходимость, еще раз объясняем. Настойчиво и терпеливо. Эта работа проводится как с контрактниками, так и с солдатами срочной службы.

Мы появляемся на учебно-тренировочной площадке в разгар практической части.

Бойцы по команде отрабатывают приемы рукопашного боя, тренируются в задержании условного нарушителя.

Со стороны кажется, будто ими управляет программа. Парни синхронно оттачивают удары, блоки, броски. Выбивают у спарринг-партнера нож, по очереди обезвреживают друг друга, ловко надевают наручники.

– Приемы отрабатываем до автоматизма, – подтверждает командир. – В момент реальной опасности у ребят должна быть мгновенная реакция. Мы всегда говорим: на первом месте – безопасность. При инструктаже бойцам показывают, какую нужно держать дистанцию. Что делать, если набрасывается нарушитель. Как в такие моменты должны себя вести другие патрульные.

Мы в темпе осматриваем тренировочные площадки. Есть пункт по отработке навыков первой медицинской помощи. Бедолаге манекену, прозванному братишкой, в каких только передрягах не пришлось побывать. Ему останавливали кровотечение, накладывали шины и повязки, его реанимировали после пожара, вытаскивали на носилках, сделанных из подручных средств…

Есть площадка, где парней учат действиям на случай возгорания, наводнения и т. д. Им буквально в подкорку вбивают алгоритм решений, чтобы никто ни на минуту не впал в ступор и не растерялся.

– Отрабатываются разные возможные ситуации, – рассказывает офицер. – Я, например, учу солдат обращать внимание на поведение окружающих. Человек, совершивший преступление, при виде патруля бессознательно проявит реакцию. Он начнет прятать лицо, отворачиваться, ускорит шаг, попытается скрыться во дворах.

Было такое, что преступник нес в спортивной сумке холодное оружие и при виде патрульных резко разворачивался в обратную сторону.

На такие случаи есть четкие инструкции. Человека останавливают, проверяют удостоверение личности, спрашивают цель нахождения в данном районе. Если он не подчиняется, следует предупреждение. Не помогает – применяют спецсредства.

Главное, культурно

Подготовка окончена. Бойцам зачитывают приказ о расстановке, выдают экипировку, и – по машинам. Мы отправляемся вместе с заместителем командира батальона Нурланом БАШИНОВЫМ. В зоне его ответственности самый проблемный Ульбинский район, дающий львиную долю пьяных драк, краж и хулиганских выходок. Ежедневно гвардейцы доставляют в районный отдел полиции по 10–15 человек.

Дежурство начинается спокойно, рация пока молчит. Пользуясь моментом, Нурлан делится историями из повседневной практики. Самая типичная – пьяный на улице. Вариантов несколько.

Если гражданин накушался в стельку и прямо на улице заснул, патруль его разбудит и попробует узнать адрес.

Выпивоху, не представляющего опасности, сопроводят до дома. Если гражданин в неадеквате, агрессивен, сыплет угрозами и бранью, патрульные перечислят ему, какие нормы общественного порядка он нарушает. А дальше проверят удостоверение и доставят в отдел полиции.

– Мы учим наших солдат быть культурными и выдержанными, – говорит капитан. – Прежде чем применить спецсредства, нарушителя предупреждают: “Гражданин, вы не выполняете требование сотрудников правоохранительных структур. Если продолжите оказывать сопротивление, на вас наденут наручники”. Не действует – следуют силовые приемы и доставка в отдел полиции для дальнейшего выяснения.

Хотя вежливость и самообладание на первом месте в арсенале гвардейцев (без иронии), при встрече с бузотерами и тем более преступниками требуются более веские аргументы.

Поэтому в экипировке каждого солдата еще имеются ПР-73, или палка резиновая, длиной 70 сантиметров и весом 750 граммов. А также наручники с прелестным названием “Нежность” – прочнейшее изделие с механизмом сцепления по принципу “акулий зуб”.

В прошлом году в соцсетях появился ролик, как раз показывающий применение ПР и “Нежности”. На видео видно, как гвардейцы задерживают участников массовой драки в центре города.

Рация внезапно оживает, дежурный сухо передает: “Возле парка “Жастар” в кафе две посетительницы ведут себя неадекватно”. Выезжаем туда. Встречающий нас администратор раздраженно жалуется, мол, девушки уселись на спинки стульев, поставили на сиденья ноги, на замечания не реагируют. Заглядываем в зал, картина маслом: две подружки-старшеклассницы с полным комплектом самовыражения – татушками от ушей, пирсингом и разноцветными прядями – нарочито громко смеются и демонстрируют, как им всё “фиолетово”. Как только патруль вызывает инспектора по делам несовершеннолетних, градус самоуверенности падает. И совсем исчезает, когда до девочек доходит, что сейчас по вызову прибудут их родители, будет проведено освидетельствование на алкогольное и наркотическое опьянение, оформлен административный протокол, их поставят на учет…

Пьющие и курящие женщины – еще та головная боль правоохранительных органов Усть-Каменогорска.

По словам Сабита Молдабекова, в отличие от южных регионов, где женщина с рюмкой или сигаретой – единичный случай, в областном центре Восточного Казахстана такая картина сплошь и рядом. Майора, послужившего в Таразе и Шымкенте, до сих пор шокирует картина, когда во дворе усть-каменогорских школ во время перемены полно курящих учеников и учениц, чуть ли не с младших классов. Раньше с таким он не встречался.

– В прошлом году наш патруль проходил мимо кафе, и нетрезвая 20-летняя горожанка без причины накинулась на ребят, – делится реальным случаем командир батальона. – Мы требуем от бойцов культуры. Они предупредили, что применят спецсредства. Та в ответ вытащила из кармана нож и полоснула солдата. Военнослужащего спасло, что он был в куртке, нож распорол рукав. Оказалось, девушка из числа ранее осужденных. Сейчас она снова отбывает срок.

…Теперь понятно, почему у каждого солдата Нацгвардии на форменной куртке указана группа его крови. Ножи, заточки и даже стволы – это то, с чем парни сталкиваются если не ежедневно, то часто.

Взгляд по-новому

Едва мы покидаем кафешку, рация вновь оживает: жильцы дома по улице Космической просят разобраться с лежащим на лестничной клетке мужчиной. Находим многоэтажку, заглядываем в подъезд. Возле ступенек улегся человек, одежда грязная. Кому надо подняться выше, брезгливо его обходят или перешагивают. Бойцы Руслан КИСКАЯКОВ и Мухаммедали НУРДОЛЛА с первого взгляда определяют: с “клиентом” ничего страшного, просто перебрал спиртного и мирно заснул. Парни его будят, уточняют адрес, помогают дойти до своей квартиры в соседнем подъезде. Этому выпивохе, можно сказать, повезло. По словам патрульных, бывает, что беспомощные пьянчужки становятся жертвами молодых людей, которые развлекаются тем, что избивают их.

– Редко когда кто-то из соседей окажет помощь, – рассказывает Нурлан. – В крайнем случае наберут “102”, но сами не станут вмешиваться. А наши патрульные входят в такие подъезды и квартиры, где не знаешь, с чем столкнешься и как это закончится. Бывает, что человек зимой лежит в снегу. Наши ребята поднимают его, доставляют в теплое место. А если не будет рядом патруля? Кто-нибудь приведет его домой? Что изменили пешие полицейские патрули в борьбе с преступностью — подполковник ДВД Алматы

Наша следующая точка – противоположная сторона той же Космической.

В глаза бросается парень, явно скрывающий лицо под низко натянутым капюшоном.

Гвардейцы останавливают “подозрительного” и просят предъявить удостоверение личности. Документа у молодого человека при себе нет, тут же принимается решение доставить его в отдел полиции – там дальше разберутся.

– У меня на этой улице был случай, – вспоминает патрульный Егор КИМ. – Поступила ориентировка на мужчину в синей куртке и черной шапке. Он избил ребенка и отобрал мобильный телефон. Я иду по своему маршруту и вижу человека в алкогольном опьянении, подходящего под описание. Останавливаю его, вызываю старшего. Оказалось – тот самый преступник.

Не прошло и получаса, как мы его задержали по горячим следам. Когда привезли задержанного к потерпевшему подростку, тот сразу его опознал.

К слову, ежедневно вместе с гвардейцами на улицы Усть-Каменогорска выходят кинологические расчеты с ищейками, наученными брать след, находить наркотики, взрывчатые вещества, проводить задержание. На счету четвероногих сотрудников масса раскрытых преступлений.

…Время позднее, наше патрулирование завершается. Мы прощаемся с офицерами и желаем им спокойных суток. Лучшее дежурство – это дежурство без происшествий. “Вот вернетесь на гражданку, – спрашиваем мы на прощание парней, – встретите на улице такой же патруль, как отнесетесь?”. Солдаты, не задумываясь, заверяют: если нужна будет помощь – поддержим, поможем.

– Конечно, люди слышат, что где-то пожар случился или драка произошла, – подытоживает капитан. – Но всю картину люди не могут видеть. И только когда перед тобой стоит задача предотвратить нештатные ситуации, обеспечить общественный порядок, начинаешь понимать, почему патрульные должны вести себя именно так. Как правило, после армии ребята полностью пересматривают свои взгляды. Они возвращаются патриотами своей страны.

Усть-Каменогорск