– Грандиозный актер, патриарх нашего и казахского кино, – представила аксакала ведущая, актриса театра и кино Наталья ЕГОРОВА. Впрочем, аксакала можно было и не представлять. Когда статный седовласый мэтр под аплодисменты поднялся на сцену и процитировал Абая Кунанбаева: “О, великий мир! Посмотри на меня. Я – пылинка твоя, сын казаха я”, – зал ответил ему восторженным: “Браво! Помним! Любим!”.
“Киношок” картину “Аруах”, где он снялся в главной роли, встретил тепло. Туркменская актриса театра и кино Мая-Гозель (Майя) АЙМЕДОВА, почетная гостья фестиваля, была одним из самых благодарных зрителей.
– В последнее время мы видим всякие фильмы, – говорит она. – Те, кто очень хорошо понимает кино, выбирают лучшие. Такими сейчас считаются работы японских и китайских режиссеров. Но смотришь эти фильмы, а там как будто ничего и не происходит. Просто люди живут обычной своей жизнью. Вот и я сегодня увидела в фильме “Аруах” саму жизнь. Финал меня ударил так, что у меня хлынули слезы, и я схватилась за руку рядом сидящего человека: “Боже мой!”.
Для Асанали Ашимова этот фильм очень дорог. Он сам является и автором идеи “Аруаха”, и исполнителем главной роли – одинокого старика Агатая.
Однообразие степной жизни не тяготит его героя. У философа Агатая, увлеченного разнообразными науками, дни проходят в созерцании окружающего мира. Его покой нарушает мальчик Нуни, сбежавший из детского дома… Секреты семейного счастья Асанали и Багдат Ашимовых
Режиссера в дорогую ему картину мэтр выбирал сам. “Аруах” – это вторая картина Хуата Ахметова с Асанали Ашимовым в главной роли. Предложение – снять картину – поступило ему от мэтра в 2014 году. Потом было написано множество вариантов сценария.
– Сначала писал я сам, потом привлек Одельшу Агишева, знаменитого российского сценариста, профессора ВГИКа, лауреата многих премий и прочая, прочая, – рассказывает режиссер. – С ним тоже не сразу получилось: пока пришли к общему пониманию с автором идеи, нами было написано пять вариантов сценария: то, что нравилось нам, не нравилось Асеке, и наоборот.
Асанали Ашимов не скрывал, что для лучшей раскрутки картины хотел бы сделать продолжение фильма “Кто вы, господин Ка?” – его постаревший Чадьяров, устав от цивилизации, возвращается в родные степи. Хуат Ахметов категорически отверг эту версию.
История легендарного разведчика Чадьярова в фильмах “Конец атамана” и “Транссибирский экспресс” начиналась в 20–30-х годах прошлого века, а в фильме события происходят уже в наше время. Чадьяров при всей его выносливости вряд ли дожил бы до ста с лишним лет…
Режиссер признался, что в предыдущей картине – “Кто вы, господин Ка?” – в сценарный и подготовительный периоды ему тоже пришлось несладко:
– Асеке настаивает на своем видении, мне приходится с ним вечно спорить. Но когда начинается съемочный период, то более ответственного, более дисциплинированного, более беспрекословно слушающегося актера, чем он, я еще не видел.
АЛМАТЫ