Отчего горожане в Казахстане могут стать селянами, а жители аулов превратятся в городских - Караван
  • $ 493.85
  • 519.04
-5 °C
Алматы
2024 Год
15 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Отчего горожане в Казахстане могут стать селянами, а жители аулов превратятся в городских

Отчего горожане в Казахстане могут стать селянами, а жители аулов превратятся в городских

Месяц назад вице-министр национальной экономики Ермек АЛПЫСОВ сообщил, что эксперты проанализировали состояние 6,5 тысячи сел и определили, что перспективных из них – только 3,5 тысячи. А у 101 есть шанс получить городской статус. Потому что там проживает более 10 тысяч человек. “По закону об административно-территориальном устройстве, – заметил он, – это соответствует нормативам города”.

  • 9 Сентября 2019
  • 817
Фото - Caravan.kz

– Некоторые города могут перейти в категорию сел. Потому что там население маленькое и развития нет… Правительство старается привлекать туда молодых специалистов по программе “С дипломом – в село”. Если парламент одобрит поправки в Закон о госслужбе, то эта программа будет распространена и на госслужащих… С этого года сумма “подъемных” увеличилась с 70 до 100 МРП. Плюс льготный кредит в 1 500 МРП на покупку жилья, – добавил Ермек Амантаевич.

Начинать карьерный рост с аула? Почему нет? Сейчас сельским акиматам не хватает грамотных управленцев. С 2020 года там внедрят четыре уровня бюджетирования. Есть возможность научиться распоряжаться денежными потоками и расширять налоговую базу на предоставленной площадке. А в перспективе – Левый берег в Нур-Султане?

Справка “КАРАВАНА”

Сегодня в городах живет более 10 миллионов граждан РК. И все чаще обитатели аулов перебираются туда в поисках работы. С другой стороны, госпрограмма “С дипломом – в село” за 10 лет привлекла в глубинку около 60 тысяч молодых специалистов. По словам г-на Алпысова, 90 процентов из них там и остались.

На всякий случай заглянул на сайт миннацэкономики – что там сказано о госпрограмме поддержки малых и моногородов до 2020 года, которые могут стать аулами? Итог один за 10 лет: “результат не достигнут”. Зашел на сайты минсельхоза, минтруда – вообще по этой теме информации нет. Кто-то в правительстве как-то мониторит и анализирует ситуацию?

Чем обернется превращение сел в города? Что будет с городами, которые станут аулами? И какие именно? Список есть? Тишина.

Дорога с односторонним движением?

Почти месяц изучал ситуацию. Обнаружил, что в правительстве опять левая рука не в курсе, чем с азартом занимается правая. С одной стороны, выпускников вузов и колледжей якобы успешно трудоустраивают в глубинке – это по отчетам министерств. С другой – “…показатель трудоустроенных по специальности выпускников лишь немногим выше 50 процентов. Необходимо повысить эффективность наших программ “Жасыл ел”, “С дипломом – в село”, “Серпiн”, “Жастар – Ел тiрегi”, “Молодежная практика”, – сказал Президент ТОКАЕВ в мае этого года. Значит, кто-то говорит неправду?

Бывший кадровик и проф­союзный активист Николай АФАНАСЬЕВ, похоже, профессиональный пессимист:

– К 2025 году правительство пообещало увеличить количество новых рабочих мест в четыре раза. В четыре! От какой цифры они там отталкиваются? За счет чего будут созданы? В каких регионах? Я видел официальную статистику. Согласно ей, число желающих устроиться по программе “С дипломом – в село” растет. Знаете почему?

– Любопытно…

– Во-первых, они не всегда отличники учебы. Во-вторых, чаще всего выходцы из этих самых сел. И у них появляется шанс стать бастыками на родине. А это сильный аргумент для возвращения.

Если удастся вскарабкаться по карьерной лестнице на уровень района – считай, масть поперла. А там – чем черт не шутит?

Они не успели заразиться всеми этими дискотеками-шмароте­ками, вайфаями-шмайфаями. В-третьих, это реальная возможность купить жилье по очень низкой цене. В-четвертых, подъемные подняли. С этого года уже больше 250 тысяч на руки. В-пятых, выпускнику вуза без опыта на работу в большом городе устроиться – не-ре-аль-но! Как в песне поется – “забиты теплые места”. Я – кадровик с 40-летним стажем. И вижу, как трудно сейчас устроиться. Всем работодателям нужны профессионалы, а не начинающие. Единицы пробиваются. "В городе нужно было «отчехлить» за место работы": учитель истории о том, почему уехал преподавать в казахский аул

– Но пробиваются ж как-то?

– Тогда – где логика? Какие-то аулы закрываем, какие-то городами делаем? Дорога “село – город” сегодня однозначно с односторонним движением. В селах уже переизбыток рабочих рук. Им, кроме личного хозяйства, нечем заняться. Какой малый и средний бизнес? Не смешите, пожалуйста. В глубинке денег нет.

Справка “КАРАВАНА”

Согласно исследованиям, любой бизнес даже не на селе, а в райцентре проигрывает аналогичному бизнесу в большом городе в 4–5 раз за счет больших транспортных издержек и малого числа потребителей.

Мнение оптимиста

– Вы внимательно читали Послание Президента Токаева? – социопсихолог Алтай АБЫЛГАЗИН выдерживает паузу. – Он там ясно поручил правительству выделить на развитие села 90 миллиардов тенге. До конца года. И это только на программу “Ауыл – ел бесиги”. Там про транспорт, водоснабжение, газификацию, ремонт и строительство школ с больницами и прочие проб­лемы четко сказано. Судя по последним перестановкам в правительстве, если чиновники в регионах с этим не справятся, могут лишиться кресел. Поэтому и Интернет в каком-нибудь богом забытом ауле завтра может появиться.

Но, если честно, я не вижу смысла искусственно поддерживать жизнь в умирающих аулах. Это огромная нагрузка на государственный бюджет и порождение иждивенческих настроений.

Это первое. Второе: заявление Касым-Жомарта Кемелевича о том, что пора отобрать земли сельхозназначения у тех латифундистов, кто получил их у государства, но никак не использовал, – первый звоночек или контрольный выстрел?

– Президент Токаев так и сказал: “Они ведут себя как собаки на сене”.

– Вот-вот. Отдайте уже эти участки участникам программы “С дипломом – в село” в аренду. Тогда и фермерство поднимется. Но местные власти жмутся. Боятся поругаться с латифундистами, получившими эти наделы бесплатно? А народ их всех знает – это министры, акимы разных уровней, депутаты парламента, сотрудники полиции… Помните мультик про Кота в сапогах? Чьи это владения? – Маркиза Карабаса! А у этих карабасов десятки и сотни тысяч гектаров в Алматинской, Акмолинской, Жамбылской… Тьфу, блин, почти все области перечислить придется! Но четкого механизма отъема невозделанных гектаров у латифундистов пока нет. Тут многое надо ломать и рубить.

– Сплеча?

– Не-е-е… Сначала надо законы переписать. А потом – сплеча!

Справка “КАРАВАНА”

Согласно прогнозам ООН, число городских жителей на планете к 2030 году составит 5,2 миллиарда человек – 60 процентов населения планеты.

– Я смотрел мировую статистику по внутренней миграции. К 2030 году почти две трети населения планеты составят горожане. Потому что сельское хозяйство механизируется, цифровизуется. Там уже не надо столько рабочих рук. А вообще-то (хмыкает) этот процесс начался, когда в деревне появился первый трактор. Так что никакой трагедии я не вижу. Против прогресса не попрешь.

Призраки Поднебесной

Лет 16–17 назад в КНР начали строить города-миллионники. По разным данным, таких уже более полусотни. И рассчитаны они минимум на 250 миллионов жителей. В них есть всё: полноценная инфраструктура, административные, офисные и жилые здания-небоскребы, парки, стадионы, супермаркеты, остановки общественного транспорта, отличные дороги… И совсем пустые проспекты.

Город-призрак Дая в провинции Гуандун занимает площадь более 20 кв. километров.

Немногочисленные его обители – пара тысяч человек – охранники и обслуживающий персонал, который поддерживает жизнь всего этого роскошества. Город Чжэньдун в провинции Хэнань раскинулся на 150 кв. километров. Заселенность – 7,5 процента. Дибэй – площадь 22 кв. километра. Заселенность – 5,4 процента… Этот список можно продолжать долго. Зайдите в Google – убедитесь сами. В прошлом году китайская государственная электросетевая компания установила, что в 65,4 миллиона квартир там на электрических счетчиках нулевые показания.

Зачем Китаю эти города-призраки, большинство которых построено в самых негостеприимных и пустынных местах (один вообще возвели во Внутренней Монголии)?

Одни комментаторы в Интернете утверждают, что это отличная съемочная площадка для создания апокалиптических блокбастеров: последствия удара нейтронной бомбы, вселенского мора, нашествия инопланетян, и всё в таком духе. Другие – что Поднебесная заранее готовится к войне. Селу мешают лишние рты: почему местные жители относятся к инвесторам, как к оккупантам

И все эти города-пустыри являются резервным фондом для населения. Бомбить-то будут вполне реальные мегаполисы и промышленные центры.

И куда потом людям из развалин податься? Восстанавливать разрушенное – дорого и долго. А тут уже всё готово. Эвакуировать сюда остатки уцелевшего оборудования для фабрик и заводов тоже проще: фундаменты имеются. По самым осторожным подсчетам, китайцы потратили на все это более 100 миллиардов долларов.

В прошлом году правительство КНР откомментировало ситуацию скупо и очень дипломатично. Мол, все это глобальное строительство задумано для того, чтобы поддержать высокие темпы экономического роста, модернизацию экономики, создание новых рабочих мест, решение проблемы нехватки жилья. Ну и чтобы сбить цены на квадратные метры в целом по стране.

В Казахстане пока нет денег, чтобы строить подобные “призраки” на будущее. Нам бы с небольшими и стремительно стареющими селами-аулами разобраться. Ну и понять, где выгоднее создавать новые рабочие места. И куда потом сбывать продукцию, которую эти рабочие места произведут.

Алматы