Инцидент с избиением постовой санитарки Ибрагимовой и старшей медсестры отделения реанимации и интенсивной терапии городской больницы № 7 Касеновой в Алматы произошел 28 августа. Родственники пациента, поступившего с инфарктом миокарда, узнали, что больного оставили еще на сутки в реанимации. Они решили, что врачи скрывают его смерть.
Сын пациента с металлическим костылем матери набросился на постовую санитарку. После нескольких ударов в грудь она упала. Тогда вся группа нападавших ворвалась в реанимацию без халатов, бахил и масок.
Теперь пострадавшие медсестры залечивают свои душевные и физические раны, правоохранительные органы разбираются в ситуации, а сотрудники клиники готовятся к разбирательству в суде.
Чтобы прояснить ситуацию, “КАРАВАН” обратился к министру здравоохранения Елжану БИРТАНОВУ:
– Это не первый случай избиения медработников. Поначалу были версии, что постовая медсестра, возможно, невежливо ответила посетителям. На самом деле она предложила позвать для разговора врача, но была избита. Так как же защитить медиков?
– Я считаю, что агрессия в отношении медработников, которые находятся при исполнении своих обязанностей, недопустима! И за такие нарушения должно быть жесткое наказание, вплоть до уголовного. Не потому, что врач особый человек. Смысл в том, если на медработника оказали такое воздействие, это однозначно подвергает риску жизни других пациентов. Это как если в полете ворваться в кабину пилота самолета, кричать на него и бить. Представьте, после такого стресса врач пойдет давать наркоз или та же медсестра – участвовать в реанимации пациентов. Все они люди, а не роботы. Представляете состояние врача? Как минимум у него будут дрожать руки, и как ему лечить дальше?
– Лечить после этого трудно, но можно же решить проблему на законодательном уровне?
– Именно поэтому мы сейчас внесли в новый Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения” ряд дополнительных статей, в том числе статью о недопустимости вмешательства в деятельность медработников при исполнении ими своих профессиональных обязанностей и усилении административной и уголовной ответственности за такие нарушения. И будем бороться за включение их в наше законодательство. Да, это потребует времени. Но даже в рамках существующих законов можно принять меры по пресечению таких нарушений.
Понятно, что в стрессе находятся обе стороны. Родственники переживают за своих близких, и в какой-то мере их возбужденное состояние можно понять. А у медработников вся работа связана со стрессом. Но в целом проблема гораздо глубже.
– Медсестра, получившая ушиб грудной клетки от нескольких ударов металлическим костылем, рассказала нам, что их учат ни при каких обстоятельствах не вступать в конфликт. Это действительно так?
– Сейчас начиная с 1-го курса университетов и колледжей мы обучаем коммуникативным навыкам. Это касается и действующих медработников. Ведь когда люди жалуются, значит, есть причины. Владение коммуникативными навыками, в том числе в кризисных ситуациях, – это неотъемлемая часть медицинской подготовки во всех странах. Это было, даже когда я учился, – в 80–90-е годы. В свое время я работал медбратом и врачом в больнице скорой помощи, и у нас не было дежурства, чтобы не возникали такие ситуации. Конфликты были, есть и будут. Нужно учиться реагировать на них и, конечно, принимать меры, чтобы их не было. Дайте врачу пистолет: на сотрудников "Скорой" в Казахстане нападают все чаще
– Виноваты люди или система?
– Конечно, здесь есть вопросы к менеджменту, к руководству клиник и больниц. Это их ответственность, чтобы таких ситуаций не возникало. Понятно, есть какие-то системные причины в обществе в вопросах взаимоотношений людей. Я сейчас не буду о них говорить. Но дело именно в правильной организации труда. Почему возникают конфликты в приемном покое? Потому что не соблюдаются стандарты и требования министерства по сортировке пациентов, стандарты безопасности больницы, в том числе и по охране. Менеджеры должны делать работу в своих медорганизациях понятной и удобной для людей. Мы работаем в первую очередь для них.
– А если люди все-таки недовольны?
– Если граждане выражают недовольство, а по некоторым клиникам это бывает регулярно, вопрос уже к качеству медобслуживания – а это доверие пациентов, их удовлетворенность и условия безопасности. И сваливать на то, что люди стали агрессивными, давайте, мол, всем нам пистолеты выдадим, это несерьезно. Нужна системная работа и не на уровне правительства и министерства, а на уровне больниц и поликлиник.
Сейчас во многих поликлиниках кабинеты руководителя вынесли на 1-й этаж, у входа в приемный покой. Это отличное решение! Нужно быть ближе к людям, нужно объяснять, что и почему мы делаем. И посетители должны знать, что есть определенные часы, правила и порядок, которые нужно соблюдать. Мы должны научить общество правилам пользования системой здравоохранения и медициной. Это работа менеджеров и главврачей.
– В соцсетях прозвучало предложение наделить врачей статусом неприкосновенности, какой есть у полицейских и пожарных…
– Ну, что значит статус неприкосновенности? Он должен быть у любого человека и любого ответственного должностного лица, которое исполняет свои обязанности, будь то учитель, врач, полицейский, пилот самолета, кассир в банке. Люди делают свою работу. Мы свое предложение о недопустимости вмешательства в работу медиков при исполнении внесли. Я согласен, что во время работы врач – это не просто гражданин, а человек с особым статусом, как и полицейский при исполнении. Но настоящее решение проблемы не в усилении охраны и выдаче всем дубинок. Я уверен, что большинство населения страны абсолютно правильно относится к медработникам, ценит их, поддерживает и понимает.
Но есть люди, которые либо никогда не сталкивались с системой, либо у них остались какие-то негативные впечатления о ней. К сожалению, многие приходят уже, как говорится, заряженные.
И здесь нельзя не сказать об особой роли СМИ, потому что, когда читаешь иные заголовки статей, порой волосы дыбом встают.
– Опять виноваты журналисты?
– Еще раз скажу: конфликты были и будут. Это система, основанная на людских взаимоотношениях. И нужно работать над предотвращением конфликтов. И это не какая-то идеологическая программа, а ежедневная работа менеджеров, главврачей, заместителей по качеству и специальных сотрудников по работе с пациентами. В хороших клиниках такого не возникает.
– Своих защищаете?
– Естественно, я всегда буду защищать и поддерживать медработников! И наказание виновных должно быть по закону. Но надо видеть корень проблемы, и все это понимают.
АЛМАТЫ