– Брат, только давай без имен и фамилий. Я, как ты знаешь, на пенсии давно, но спецназовцев продолжаю тренировать в Казахстане, поэтому лишний раз в кадр попадать мне инструкция запрещает, – строго предупреждает он. – Но коль встретились, для очередного твоего журналистского расследования могу подкинуть одну темку государственной важности.
– С фактами и документами?!
– Естественно. Запоминай телефончик.
Обыски, изъятия, секреты
Директор ТОО “Технологии индивидуальной бронезащиты” откликнулся сразу на мой звонок. В отличие от полковника-инструктора он человек сугубо гражданский и ему не запрещено служебными приказами давать интервью журналистам и даже отвечать на их каверзные вопросы.
– Ситуация довольно скандальная, на мой взгляд, вырисовывается, она напрямую касается вопросов безопасности и боеготовности Национальной гвардии, – сказал по телефону Тимур АЛИН. – По нашему мнению, ее анализ говорит о том, что иностранный капитал путем активных и не совсем законных действий при возможном содействии Главной военной прокуратуры пытается захватить рынок средств индивидуальной бронезащиты и уничтожить отечественную научно-техническую школу разработки и производства бронежилетов. Приезжайте на нашу производственную базу. Покажу вам письма на имя генерального прокурора, которые мы отправили в столицу еще в апреле сего года. Только реакции пока никакой с их стороны. К тому же указание разобраться опять спускают из Генпрокуратуры тем же, на кого и поступила, собственно, сама жалоба. Своеобразный круговорот бумаг получается, а воз и ныне там.
По словам нашего собеседника, возмутителем спокойствия выступает ТОО “KAZ ARMS”.
– Несколько лет назад этот субъект малого предпринимательства, насколько мы знаем, попытался организовать здесь производство средств индивидуальной бронезащиты, – продолжил уже в цехе Тимур Алин. – Но почему-то в числе учредителей этой специфичной и закрытой, по сути секретной, фирмы, расположенной на территории Казахстана, числятся граждане иностранного государства. Всё бы ничего, но когда эти господа стали огульно обвинять наши отечественные предприятия оборонного значения в каких-то незаконных схемах и махинациях, жаловаться Президенту Касым-Жомарту ТОКАЕВУ в письмах, то и наше терпение лопнуло.
Странно, что после проверок со стороны военной прокуратуры наши технические разработки появились в тендерной документации другой компании. Почему так произошло?
Настораживает молчание по этому спорному вопросу Генпрокуратуры, на которую возложена функция надзора за точным и единообразным исполнением законов. Тем более что факт копирования нашей техдокументации уже подтвердила независимая экспертиза.
– В чем, на ваш взгляд, главная проблема и где именно кроется эпицентр разгорающегося скандала?
– Если бы не проверка со стороны Главной военной прокуратуры, то и скандала бы, возможно, никакого и не было. Дело в том, что, когда у ТОО “KAZ ARMS” не получилось на законных основаниях стать практически единым потенциальным поставщиком в Казахстане средств бронезащиты, они, возможно, и подключили правоохранительные органы, написав кляузу, что, мол, мы используем какие-то мошеннические схемы. Естественно, по такой однозначно беспроигрышной наводке Главная военная прокуратура ополчилась и бросила следственно-оперативную группу в составе 10 человек одновременно в офисы ТОО “Технологии индивидуальной бронезащиты” и ТОО “Плазма”.
Последовали обыски, перекрестные допросы работников и начальства, изъятие всей документации, компьютерной техники, личных ноутбуков.
Работа предприятия была буквально парализована, хотя проверяющие прокурорские работники, внимательно осмотрев нашу производственную базу ( ТОО “Технологии индивидуальной бронезащиты”), не смогли абсолютно ни к чему придраться. Коллектив задел такой “точечный” подход проверяющих к объекту контроля, когда под видом одного явно происходит что-то другое и непременно темное. Раз пришли проверять финансовые документы, то зачем изъяли всю техническую документацию с подробным описанием технологии изготовления средств бронезащиты? Там и размеры указаны, и регламенты, и режим производства с необходимым количеством комплектующих, принципы испытаний… Это же вообще за гранью здравого смысла. Поскольку этот интерес к чужим секретам нам понятен, мы подготовили жалобу на имя генерального прокурора Гизата Нурдаулетова, которую подписали все наши сотрудники.
Гособоронзаказ сейчас находится буквально под угрозой срыва
– Какую цель, на ваш взгляд, преследовала Главная военная прокуратура и почему теперь молчит?
– Дело в том, что вместе с прокурорскими работниками в ТОО “Технологии индивидуальной бронезащиты” почему-то прибыл и гражданин иностранного государства. Но в постановлении о производстве этой проверки фамилия его не значилась. Об этом чуть позднее мы узнали от самих же сотрудников военной прокуратуры. Спрашивается, с какой целью изымается техническая документация с подробным описанием технологии изготовления индивидуальных средств бронезащиты при участии иностранного гражданина?!
Почему от всех наших сотрудников требуется неразглашение любой внутренней информации, а военный прокурор привлекает в качестве эксперта иностранного гражданина?
Подчеркиваю, именно эта техническая документация впоследствии всплыла на конкурсе по госзакупкам в пакете, который представило ТОО “KAZ ARMS”. Эта документация, кстати сказать, так и не возвращена обратно на предприятие. Почему?
– Но как может быть связан этот таинственный человек с ТОО “KAZ ARMS”?
– Мы выяснили. Целое расследование свое провели. Оказывается, эта фирма является единственным эксклюзивным представителем и партнером российского ООО “Научно-производственное предприятие “Армоком-центр”, расположенного в Московской области и выпускающего средства индивидуальной защиты. В постановлении о производстве прокурорской проверки фамилия эксперта не значилась, но мы знаем, что он когда-то руководил испытательной станцией и был лично знаком с руководством ТОО “KAZ ARMS”. Ларчик просто открывался, как говорится. Когда ТОО “KAZ ARMS”, как нам кажется, захотело выдавить с рынка компанию-конкурента, то и прибегло, похоже, к такой примитивной тактике – натравить прокуроров и воспользоваться технической документацией, которой нет у самих и которую они, вероятно, сами создать в ограниченное время не смогли. В результате всего этого гособоронзаказ сейчас находится буквально под угрозой срыва потому, что наличие двух аналогичных комплектов технической документации, представленных на конкурс компаниями-конкурентами, не позволяет двигаться дальше.
Гражданин иностранного государства не должен иметь доступ к чужим секретам и тем более к нашим эксклюзивным разработкам.
Повторяю, мы за здоровую конкуренцию и честное соревнование. Если их изделия лучше наших, то и флаг им в руки. Мы же не ведем с кем-либо подковерную борьбу. У нас всё на виду и в рамках правового поля.
Алматы