Это преступление стало одним из самых резонансных в Шымкенте. А еще это, пожалуй, одна из самых блестящих операций шымкентских полицейских, доказавших, что они могут в считаные часы раскрывать запутанные преступления и задерживать матерых убийц.
На пороге собственной квартиры
11 мая этого года примерно в пять часов вечера в высотном доме по проспекту Тауке хана была обнаружена истекающая кровью женщина. Жильцы дома нашли ее на лестничной площадке шестого этажа и сразу опознали в ней свою соседку – 58-летнюю Жанну А. (имя изменено).
Она лежала буквально в двух шагах от дверей собственной квартиры. Вызванная скорая помощь оказалась бесполезной. Врачи констатировали смерть женщины от многочисленных ножевых ранений.
Сразу же к месту происшествия прибыл наряд полиции. Опрос жильцов ничего не дал – никто из соседей ничего не слышал. Но оказалось, что все подъезды 12-этажки оборудованы камерами видеонаблюдения, которые исправно записывают всех входящих и выходящих. Камера зафиксировала, как около пяти часов вечера потерпевшая вошла в подъезд. У нее с собой были женская сумка и пара пакетов с продуктами. А минут через пять из подъезда спешно вышел невысокий худощавый мужчина в джинсах, синей рубашке и кепке, надвинутой на лоб. Глаза скрывали темные очки. В руках – туго набитый пластиковый пакет. У убитой при себе женской сумки не оказалось. Никто из соседей мужчину не опознал. У полиции появился подозреваемый.
По горячему следу
Выясняя подробности жизни жертвы, оперативники выяснили, что женщина успешно занималась торговлей золотыми украшениями на одном из городских рынков.
Почти всегда имела при себе запас драгоценностей и наличных денег, которые обычно носила в своей сумке. Таким образом сразу возникла версия об убийстве с целью ограбления.
Также выяснилось, что пропал смартфон погибшей. Полицейские обратились к оператору мобильной связи. Уже к вечеру была получена деталировка маршрута передвижения мобильника погибшей. Он продолжал оставаться “в зоне доступа” и уверенно “маяковал” из района СМУ-4, располагающегося на значительном удалении от места убийства. Оперативники направились в указанное место – СМУ-4 и набрали номер жертвы. Мелодичный звонок донесся из… мусорного контейнера. В нем полицейские нашли тот самый пластиковый пакет, с которым выходил из высотки подозрительный незнакомец. Там же лежала дамская сумка. В ней мурлыкал смартфон. А еще в сумке оказалось 25 комплектов золотых изделий – 10 пар сережек и 15 колец. Правда, наличности в сумке не было. Версия о корыстных мотивах убийства сильно пошатнулась. Нас убили еще раз! — потерпевшие высказались по поводу приговора по делу об убийстве в Шымкенте
Еще в пакете была синяя рубашка со следами крови.
Полицейские вновь пошли по следу телефона.
Дело техники
Детальный 3D-анализ маршрута мобильного телефона был не хуже видеосъемки с камер наружного наблюдения. Компьютерный мультфильм с картой города и сигналящей на ее фоне красной точкой смартфона наглядно показывал, что гаджет в пять часов “вышел” из высотки на Тауке хана. Затем “прошел” до автомобильной дороги, а потом с большой скоростью (вероятно, на автомашине) стал перемещаться к улице Гагарина. Потом смартфон вновь передвигался пешком.
Подозреваемый либо его автомобиль неоднократно должны были попадать в поле зрения видеокамер интеллектуальной системы видеоконтроля “Сергек”. В центре оперативного наблюдения были просмотрены все записи, и вскоре сыщики получили новые серии путешествий подозреваемого. Оказалось, что у высотки он взял такси. А спустя час вновь засветился уже на камерах, установленных на СМУ-4, приехав сюда уже на другом такси.
“Сергек” определил его выходящим из машины с тем самым пакетом в руках, когда он направился к мусорным контейнерам, куда и выкинул свой груз.
Правда, подозреваемый был одет уже в другую рубашку и брюки, но все в той же кепке.
Личность установлена
Картина получалась более чем ясная – преступник после убийства наведывался в частный дом по улице Гагарина. Вскоре выяснилось, что там с женой и двумя малолетними детьми живет Нуридин Б-ов 1971 года рождения, ранее уже судимый за особо тяжкое преступление. Судя по архивам полиции, в 1995 году он получил срок 14 лет за умышленное убийство. Наказание отбыл полностью, освободившись в 2009 году. Более ни в чем незаконном замечен не был.
Параллельно оперативники нашли обоих таксистов. Им предложили сравнить имеющиеся в деле фотографии Нуридина с их клиентом. Они с уверенностью опознали своего пассажира. Сомнений больше не оставалось.
В 23.30 11 мая оперативная группа криминальной полиции постучала в двери дома по улице Гагарина. Им открыл сам Нуридин. Он побледнел и сразу поднял руки.
Деньгам все возрасты покорны
После первой отсидки Нуридин попытался завязать с уголовным прошлым. Женился, обзавелся двумя детьми. Но вот устроиться на работу никак не мог. Перебивался случайными заработками. Даже был одно время носильщиком на рынке. Но это проблем не решало. Материальные трудности копились и копились. И он все больше склонялся к мысли поменять все самым кардинальным образом. И вот в ноябре 2018 года решился.
Будущую жертву стал высматривать на базаре среди торговцев золотом. Его выбор пал на Жанну.
Больше полугода Нуридин вел слежку за женщиной – прикидывал ее ежедневные доходы, выяснял местожительство, маршруты передвижения и другие подробности.
В конечном итоге даже выяснил код электронного замка в подъезде дома, где жила Жанна. Примечательно, что несколько раз он даже одновременно заходил с ней вместе в подъезд, сам набирая код двери. Женщина, видимо, решила, что мужчина тоже живет в этом доме, ведь всех соседей в 12-этажке не упомнишь.
Смертельный спутник
Нуридин знал, что Жанна возвращается домой примерно в пять часов вечера. 11 мая он приехал к высотке на Тауке хана за час до контрольного времени. Спокойно открыл замок на подъездной двери, поднялся до 11-го этажа. Отсюда стал наблюдать за двором. Около пяти часов к парковке подъехал автомобиль Жанны – она возвращалась с работы. Тогда Нуридин спустился на лифте вниз и стал поджидать женщину в подъезде. Вскоре Жанна вошла и, поздоровавшись с “соседом”, спокойно вошла в лифт. Нуридин зашел следом. В руках под полой рубашки у него был спрятан нож.
Он планировал атаковать тогда, когда лифт уже подъедет на нужный этаж и откроется, чтобы сразу схватить сумку с деньгами, выскочить и убежать.
Когда стали разъезжаться двери лифта, Нуридин резко выхватил нож и ударил им женщину в лицо. Но тут произошло то, чего он не предусмотрел. Женщина оказала активное сопротивление, сумку не отдавала, начала кричать, а потом рванулась к выходу, стремясь убежать. Преступник стал наносить удары один за другим. Когда женщина затихла, он схватил сумку и бросился прочь из высотки.
Потом на такси приехал к себе домой. Вытащил из сумки все деньги – около 1,5 миллиона тенге. Спрятал их в сарае, в старом сапоге жены. Громкий суд в Казахстане: куда исчезло золото шымкентского бизнесмена?
Видел, что в сумке есть еще золото и телефон. Но решил их не брать, посчитав “особо опасными уликами”.
Затем переоделся, сунул в пакет одежду, в которой совершил преступление. Туда же затолкал сумку с золотом и телефоном. Вышел из дома и поехал на такси за несколько кварталов. К мусорным бакам. Там избавился от орудия убийства и остальных вещей. Вернувшись домой, прилег отдохнуть. Разбудил его стук в двери. Он пошел открывать. Несмотря на все свои опасения, так быстро увидеть полицейских Нуридин не ожидал. Он признался сразу и во всем.
Рецидивистом не признан
Нуридин предстал перед судом по обвинению в совершении разбойного нападения с целью хищения имущества в крупном размере и умышленном убийстве, сопряженном с разбоем. Несмотря на ранее имевшуюся у него судимость, рецидива в его действиях не найдено. Это связано с тем, что его первая судимость была погашена. Его новые “подвиги” прокурор обвинения ходатайствовал оценить по совокупности на срок 18 лет.
Суд признал подсудимого виновным по всем инкриминируемым статьям и назначил ему 19 лет лишения свободы.
Отбывать срок Нуридину предстоит в учреждении максимальной безопасности. Также он должен выплатить 3 миллиона тенге в виде морального ущерба пострадавшей стороне. Приговор пока не вступил в силу.
Шымкент