Недавно в СМИ появилась информация, что 82-летний отечественный певец Нургали Нусипжанов взял в жены 37-летнюю журналистку Жадыру Сейдеш. Пышное торжество состоялось 26 августа в одном из ресторанов Алматы.
Фотографии и видео с торжества появились в нескольких популярных пабликах в Instagram и Telegram. Известно, что новоиспеченная жена артиста младше своего звездного мужа на 45 лет. О торжестве также поведала заслуженная артистка Казахстана, исполнительница роли Кыз Жибек Меруерт Утекешова, которая была почетной гостьей на свадьбе молодоженов.
Это событие стало причиной обширных дискуссий среди общественности: многие пользователи Казнета осудили решение народного артиста РК жениться на женщине с такой большой разницей в возрасте, однако коллеги г-на Нусипжанова, наоборот, поддержали его и поздравили с долгожданной свадьбой.
Стоит отметить, что это далеко не первый случай подобного неравного бракосочетания, подобные случаи для нашей страны стали уже обыденностью. В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественным тюркологом Айман КОДАР, чтобы узнать, могла ли причина крыться в древней истории.
— Правда ли, что в древности у казахов были довольно необычные свадебные обычаи, вплоть до выбора невесты для мальчика в еще совсем юном возрасте?
— Да, это пошло ещё со времен Чингисхана, когда ему выбрали его первую жену Бөрте. Им тогда было около 11 лет. Раньше подобные договорённости считались нормой, но сейчас это мало практикуется.
— А были ли раньше распространены неравные по возрасту свадьбы, когда пожилой казах брал в жены молодую девушку, по примеру певца Нургали Нусипжанова?
— Это было совершенно обычным явлением. К примеру, наши дедушки нередко женились по несколько раз, и даже на девушках, которые были намного младше.
Но вообще в стране, где почти узаконен токализм, это совсем неудивительно, что мужчина в летах женится на девушке. Было бы гораздо удивительнее, если бы нашлась казахская Пугачева, которая выходила бы замуж за мальчиков.
Просто, как мне кажется, в случае с отечественным певцом разница была настолько велика, что общество встрепенулось. Крайности всегда заставляют задуматься.
— С чем было связано это явление?
— Раньше у казаха могло быть несколько жён. Причина в том, что мужчины хотели себе наследника, и чем больше детей, тем считалось лучше.
В древности женщина была как трофей, товар. И женитьба на молодой девушке поднимала статус мужчины, словно он альфа-самец. И сейчас ничего не изменилось. Мотивация та же: доказать людям, что ты достойный человек, что у тебя есть ещё "порох", деньги и влияние, а женщины на это соглашаются ради хорошей и обеспеченной жизни.
Даже в современном Казахстане есть много случаев, когда токал рожала мужчине наследника, и ей дарили квартиру или как-то обеспечивали. Я не считаю, конечно, это уместным, но разница в возрасте и брак — это вполне привычные вещи.
— Какая мотивация была у девушек в древние времена в таких ситуациях?
— Деньги, положение, наследство и в очень редких случаях любовь.
— А бывали ли противоположные случаи, когда молодой казах мог жениться на женщине в возрасте?
— Такого не припомню. Женщина же — она всегда оставалась в роду мужа. Если овдовела, то его брат мог взять её как токал. Мог жениться на ней, чтобы она в родовой системе бывшего мужа осталась, этакий левират.
— Есть еще предположение, что подобное неравенство в браке появилось с приходом ислама. Так ли это?
— Ну, возможно. Там можно было хоть четырех жён брать, если мужчина был в состоянии их одинаково обеспечить. Допускаю, что влияние ислама могло присутствовать, потому что, насколько я помню, у тюрков многоженства не было. Но у монголов, которые верили в Тенгри, было, а Казахское ханство было образовано на месте улуса сыновей Чингисхана, то есть на обломках монгольской империи.
— Получается, что казахи переняли у них некоторые традиции и обычаи?
— Да именно. У монголов, даже у Чингисхана, помимо четырех жён, были ещё трофеи- жены, которых ему дарили завоеванные страны, и он не был мусульманином. Так что тут нельзя говорить только о влиянии ислама. Здесь, наверное, больше виновато наше родовое сознание. Эта идея, что надо всеми силами продолжить свой род и, что женщина должна остаться в роду умершего мужа.
Однако, это все было раньше, а то, что мы видим сейчас — это только отголоски прошлого.