Создание Национального совета общественного доверия стало важным шагом на пути к общенациональному диалогу, считает доктор политологии PhD Алуа Жолдыбалина, передает корреспондент МИА «Казинформ».
В современной истории Казахстана произошла первая смена лиц на посту президента. Это важное событие, которое должно определить вектор развития на ближайшие годы и даже на десятилетия. Каким он будет — предстоящий период? Этот вопрос волнует миллионы граждан Казахстана. Ответ на него следует искать в истории, традициях, опыте предыдущих поколений и анализе современной ситуации.
После крушения СССР Казахстан выбрал в целом правильный вектор развития. В стране был осуществлён быстрый переход к рыночной экономике, что признано мировым сообществом. Республика стала активным участником мирового экономического процесса. В стране путем проб и ошибок всё-таки сформировалась многопартийная система, что нашло своё отражение в нынешнем составе парламента. Были созданы негосударственные средства массовой информации. Естественно, каждый шаг вперёд приводил к решению старых проблем, но и создавал новые, ранее неизведанные. Путь реформ — это движение со многими неизвестными. Поэтому бывают не только прорывы вперёд, но и замедление темпов, и даже движение вспять. Тем не менее мы получили твёрдый фундамент, на котором выстроена система поддержания политической и социальной стабильности.
Но новый век отличается высокими темпами модернизации всех сфер жизни. Достаточно сказать, что современные системы коммуникаций резко изменили скорость политических процессов, экономической жизни и социальных отношений. В мире продолжается поляризация стран, уровень конкуренции государств и регионов многократно возрос. В этих условиях Казахстану также приходится решать множество проблем. Президент К.-Ж. Токаев прекрасно понимает необходимость новых методов в управлении страной.
— Прежние подходы, инструментарии теряют эффективность. Необходимы реформы, новые решения старых проблем. Для повышения эффективности госаппарата, перезагрузки его взаимодействия с обществом, поручаю Администрации Президента с правительством разработать концепцию развития государственного управления. Это важнейший вопрос, – сказал Президент на расширенном заседании правительства.
Самым важным шагом на пути к общенациональному диалогу стало создание, по поручению К.-Ж. Токаева, Национального совета по общественному доверию, который должен решить целый ряд вопросов. Например, оперативное информирование о происходящих событиях, что позволит власти быстро принимать адекватные решения. В постсоветских странах, по мнению многих исследователей, страх подчиненных перед вышестоящим руководством зачастую приводит к тому, что подчиненные не дают руководству представления о происходящем. Не зная истинного положения дел, власти преувеличивают степень конфликтности в обществе, степень агрессивности населения и вследствие этого принимают жесткие меры даже при отсутствии такой необходимости.
Сейчас стало ясным, что систематическое и жесткое подавление выступлений только усиливает напряженность в обществе. Запреты на проведение митингов только подогревали ситуацию. К.-Ж. Токаев сделал нетривиальный ход, разрешив митинги, которые показали, что последователей крайней оппозиции в Казахстане немного.
Другая сторона предстоящей деятельности Национального совета — совершенствование законодательной базы. Сегодняшняя запутанность законов и положений, возможность их трактовки в любую сторону являются не только препятствием на пути развития экономики и общества, но и условием сохранения высокой степени коррупции.
Президент утвердил состав Национального совета и определил круг его основных задач, которые отражают возможность влияния на принимаемые решения государственных органов и принимаемых программ. Национальный совет будет осуществлять «экспертизу проектов концепций, государственных программ и нормативных правовых актов; рассмотрение значимых стратегических проблем с учётом мнения общественности и гражданского общества; обеспечение конструктивного диалога между представителями общественности, политических партий, неправительственного сектора и государственных органов».
В социальных сетях создание НСОД встретило определенную критику. Некоторые говорят о необходимости широкомасштабной политической реформы. Но любая реформа должна быть подготовлена и опираться на организованные социальные слои, которых у нас, к сожалению, недостаточно.
Поэтому К.-Ж. Токаев предлагает путь, основанный на историческом и международном опыте. В современных странах некоторые теневые институты действуют эффективнее, чем официальные органы. Но создание Национального совета не связано с низкой оценкой роли парламента и маслихатов. Сейчас очень важно понимание скорости происходящих процессов.
Сегодняшний парламент Казахстана нуждается в серьезной перестройке. В нем не отражены в полной мере интересы различных слоев населения, политические пристрастия и социальные запросы. Для решения этого вопроса необходимо будет совершенствование законодательства. Доминирование одной партии, пытающейся охватить весь политический спектр, сегодня уже служит препятствием для реформ на новом этапе развития страны. Но новый парламент — это политическая агитация партий, выдвижение соответствующих программ, состязательность, процедура выборов выдвинутых кандидатов и еще многое другое. Иными словами, это все-таки длительный процесс. А для этого нет времени. НСОД должен стать институтом, который будет искать выход из ситуации за счет оперативной работы с населением.
К.-Ж. Токаев активно использует опыт реформ в КНР, который ему знаком уже с давних пор. В Китае широко используется практика совещательной демократии. В ее основе лежит идея немецкого философа Юргена Хабермаса о том, что рассудочный обмен суждениями между индивидуумами, представляющими общество в целом, создает устойчивую политическую культуру и более здоровую демократию.
НСОД может стать площадкой апробации новых средств коммуникации между государством и гражданским обществом, формирования государственных и политических институтов, отвечающих современным требованиям.
— Я реформатор, поэтому не будет никакого статус-кво. Без политических преобразований Казахстан не станет успешным. Без политических реформ не будет прогресса в экономических реформах, — заявил Токаев в интервью американскому изданию «The Wall Street Journal».
К.-Ж. Токаев понимает, что в современном мире, полном новых технологий, государство не может контролировать всех граждан и все процессы в экономике и социуме. Уже давно пора доверить самому гражданскому обществу поднимать и решать назревшие проблемы. Поэтому необходимо усиление общественного контроля над государственными органами, прозрачность принятия государственных решений, привлечение неправительственных организаций к экспертизе нормативно-правовых актов на всех уровнях управления.