Зритель, впервые попавший в Лермонтовку на “Вишневый сад”, может и не узнать Багрянцева на сцене – от мальчишки Фредди в “Пигмалионе”, от Блэза – главного героя в “Ищите женщину”, от коварного Эдмонда в “Короле Лире” не осталось фактически ничего. Усы, борода, тяжелая, временами неуклюжая походка и густой бас – приходится сверяться с программкой, дабы убедиться, что Лопахин – действительно Виталий Багрянцев.
– Комплимент для меня, – реагирует актер. – Не хочу быть все время “я в предлагаемых обстоятельствах”, хочется, чтобы все роли были разные. Я пошел от пластики. Он ведь из мужицкой семьи – сначала появились сапоги, потом добавил ему в походку чуть-чуть косолапости, затем попросил дать мне рубашку-разлетайку – потому что я должен быть свободным. Посмотрел, чего еще не хватает? Подумал, а если я скажу не так, как обычно, а вот так (переходит на бас)…
Лопахин у Чехова отчаянно пытается понять Раневскую, Гаева, Петю Трофимова, Аню… – людей, далеко не равных ему по богатству, но также и стоящих с ним на разных ступенях с точки зрения происхождения.
– Для них Лопахин действительно, как называет его Гаев, хам, – продолжает Багрянцев. – Но при этом его мужицкое нутро не понимает этих интеллигентских тонкостей. Пытается понять, но не получается. И он злится. Он другого поля ягода. И не понимает, почему этот сад для них так дорог. Во-первых, у него ничего подобного в жизни не было, а во-вторых, он видит, что это выгодно. В Лопахине есть и хорошее – желание делать дело, двигаться, но в то же время есть и плохое – за лопахиными стираются понятия о чести, совести, и все меньше людей, которые живут со своим вишневым садом внутри. Мой вишневый сад – семья, дети. А вишневый сад Лопахина – успех сделки.
Но даже такой деловой человек, как Лопахин, оказывается между двумя женщинами – той, которую он вроде бы любит с юности, и той, которую любит (или якобы должен любить) сейчас. И Варя, приемная дочь Раневской, до последнего надеясь на предложение Лопахина, так и не дожидается смелости от совсем не робкого десятка мужчины.
– Почему Лопахин так и не сделал предложение Варе? – спрашивает меня актер. – Она, конечно, была бы хорошей женой. И, возможно, Лопахин рассматривал ее как будущую жену, но, наверное, все просто – он ее не любит. Любит он одну женщину – Раневскую, да и эта любовь, скорее, остаток юношеского чувства. К тому же женитьба и любовь не сочетаются с его позицией “надо работать, надо делать дело”.
Как известно, “Вишневый сад” – последняя пьеса Чехова. В ней есть предвестники грядущих перемен в лице Пети и Ани, но вряд ли Антон Павлович мог предполагать, чем все закончится и как могут сложиться судьбы его героев, в частности Лопахина.
– Я думаю, он уехал за границу, – говорит Виталий Багрянцев. – Не смог бы пережить то, что он никого не обворовал, мозгами и трудом своим заработал состояние, а пришел какой-то дядя с красной звездой на фуражке и сказал: “Давай делиться”. Он умный человек, ему не хватает только тонкости душевной. А может, и не нужна она ему. Была бы нужна – сомневался бы в чем-либо. А он не сомневается. Обычно у таких людей все получается.