Врач - звезда российских шоу рассказал правду о "науке смерти" - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
-3 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Врач - звезда российских шоу рассказал правду о "науке смерти"

Врач - звезда российских шоу рассказал правду о "науке смерти"

Многие с пеной у рта утверждают, что не смотрят телевизор, однако рейтинги программ Андрея Малахова, Дмитрия Борисова на главных российских телеканалах зашкаливают. Смотрят их и в нашей стране. Частым гостем в этих программах бывает врач Эдуард Туманов. Сегодня он отвечает на наши вопросы.

  • 7 Августа 2019
  • 10989
Фото - Caravan.kz

Эдуард Викторович, большинству людей в СНГ (может, и вне него) вы известны по телевизионным шоу на различных российских федеральных каналах. А что вас привлекает в этих шоу, почему соглашаетесь участвовать в них, ведь зачастую тема далека от того, чем конкретно вы занимаетесь?

— На самом деле я редко участвую в передачах, которые далеки от моих профессиональных интересов. Почему я соглашаюсь на участие в телевизионных передачах? С одной стороны, мне это интересно. С другой стороны, режиссерам важно, чтобы в обсуждении темы принял участие профессионал, который может высказать компетентное мнение по обсуждаемому вопросу. К тому же подобные передачи — хороший способ популяризировать судебную медицину.

Помогает ли участие в таких телевизионных программах в работе? Если да, то как?

— Я бы не сказал, что это помогает в работе. Но и не мешает.

Важно мнение эксперта

Справочники выдают информацию о вас как о специалисте в области судебной медицины. Что такое судебная медицина сегодня?

— Судебная медицина – это отрасль медицинской науки, которая разрабатывает теоретические и прикладные аспекты проведения судебно-медицинских экспертиз. Существует довольно много разновидностей судебно-медицинских экспертиз. Это и экспертиза живых лиц (экспертиза половых состояний и  половых преступлений, возраста, родства, характера и степени тяжести телесных повреждений и т.п.). Но во многом приходится проводить экспертизу причины смерти, характера,  механизма, давности повреждений, идентификационные экспертизы, давности наступления смерти, экспертизу биологических объектов (пятен крови, волос и т.д.), экспертизу орудий преступления и так далее.

Судебная медицина, как наука, призвана решить, как правильно проводить подобные исследования, разрабатывает новые методики, какие вопросы можно решить в процессе проведения экспертизы.

— Чем она интересна и полезна обществу?

— Судебная медицина изучает механизмы и условия формирования телесных повреждений, протекания и диагностики отравлений, разрабатывает способы идентификации личности, включая молекулярно-генетическую идентификацию, а также решает множество других вопросов медико-криминалистического характера.

По сути, судебная медицина — это наука на службе у истины. Так можно сказать, по большому счету, и про любую другую науку, но от решения эксперта, от его заключения очень часто зависит судьба человека.

Ведь именно судебно-медицинский эксперт решает, какая была причина смерти, связано ли наступление смерти с полученными повреждениями  или  смертельный исход обусловлен ранее имевшимися заболеваниями, какие характеристики предметов, орудий, которыми наносились порождения, какова последовательность и давность нанесения повреждений…

Иными словами, мнение эксперта необходимо для суда?

— Именно. На многие вопросы, имеющие подчас решающее значение для следствия и суда, отвечает судебно-медицинский эксперт. И, собственно, его мнению, его профессионализму доверяют все: и следствие, и суд, и защита, и присяжные.

Ведь зачастую не кто иной, как эксперт, определяет, какая была истинная причина смерти, какими были направление и дистанция выстрела, какое время прошло от наступления смерти до обнаружения тела погибшего.

И тут ошибки недопустимы.

Простой пример. Двое молодых людей заступились за женщину, которую на выходе из ресторана избивал пьяный муж. На сделанное замечание он повел себя агрессивно, сразу бросился в драку и получил один-единственный встречный удар. После этого упал на мостовую и скоропостижно скончался.

Казалось бы, все очевидно: молодой человек ударил своего противника в голову, после чего пострадавший сразу умер. Тому есть многочисленные очевидцы, есть признание обвиняемого.

Но по результатам судебно-медицинской экспертизы было установлено, что у погибшего была патология сосудов головного мозга, мешотчатая аневризма средней мозговой артерии, которая разорвалась во время конфликта, вследствие чего и произошло смертельное кровоизлияние.

Так, по данным судебно-медицинской экспертизы было установлено, что причина смерти не была непосредственно связана с происшедшим конфликтом, а была вызвана имевшейся у умершего патологией сосудов головного мозга. Обвинение в убийстве было снято, и молодого человека оправдали. Судебно-медицинский эксперт из Казахстана сделал шокирующее признание "КАРАВАНУ"

О том, что судебный медик вынужден знать практически всю медицину, вы говорите постоянно. Как вы прокомментируете свои слова?

— Это действительно так. Например, когда устанавливается причина смерти человека, ответ чаще всего далеко не очевиден. Какие-либо медицинские документы, которые помогли эксперту хотя бы сориентироваться в причине смерти, в большинстве случаев отсутствуют. А эксперт должен поставить точный диагноз. Без фундаментальных медицинских знаний это невозможно.

Существует ли интеграция судебных медиков в странах СНГ?

— К сожалению, не такая тесная, как хотелось бы. После распада СССР существовавшее мощное единое экспертное информационное поле начало распадаться. В настоящее время мы общаемся не так часто, в основном на крупных конференциях, но это больше личные контакты.

— Где, на ваш взгляд, продвинулись дальше в этой области медицины?

— Применительно к республикам бывшего СССР… Наиболее сильно судебная медицина, как научная, так и ее практическая сторона, представлена все же в России.

Если смотреть шире, то необходимо отметить работы немецких и английских экспертов, а также экспертов США. Этому в немалой степени способствуют мощное финансирование, выделяемое на судебную медицину в этих странах и, как следствие, хорошая лабораторно-инструментальная научная база.

Что такое смерть?..

Эдуард Викторович, помимо всего, вы считаетесь одним из крупных специалистов в танатологии. Что такое танатология в самом широком понимании?

— В широком плане танатология — это наука о смерти. Она изучает все, что связано со смертью человека. Культурную, философскую, материальную стороны вопроса.

Когда мы говорим о судебно-медицинской танатологии, то подразумеваем направление судебной медицины, которое изучает биологические процессы, происходящие во время умирания, методы судебно-медицинской диагностики причин смерти, а также процессы, происходящие с телом умершего человека в посмертном периоде.

Не думаю, что кто-то понимает, как происходит процесс смерти. И танатология как наука только сейчас начинает проникать всё глубже в наши реалии. Для чего нужна такая наука? Вот Илья Мечников в самом начале прошлого века призывал изучать феномен смерти и говорил, что умирающим людям нужно знать, как именно происходит процесс умирания. Такой взгляд правилен? Если да, то почему?

— Понимая, как происходит процесс умирания, на него можно воздействовать, чтобы предотвратить наступление смерти. Это крайне важно в работе всех подразделений, оказывающих экстренную медицинскую помощь, например, в работе реанимации, «скорой помощи».

В работе судебно-медицинского эксперта понимание процессов, происходящих в момент смерти человека, позволяет точно поставить диагноз, определить давность наступления смерти, а также решить еще целый ряд вопросов, возникающих в ходе выполнения экспертизы.

Ваш коллега, выдающийся, на мой взгляд, советский писатель Михаил Булгаков заметил: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен». Смерти боятся все. Большинство из нас понимает, что рано или поздно уйдёт, но при этом мало кто задумывается, что смерть может оказаться внезапной. Как к этому подготовиться?

— Не все люди боятся смерти. Так, например, верующие люди, как правило, не боятся смерти, расценивая ее как переход в другую форму существования.

Как подготовиться к смерти? Это вопрос больше философский, религиозный, чем медицинский. Думаю, священники дадут более полный ответ на этот вопрос.

Недавно опубликовано исследование европейских учёных, в котором описаны ощущения людей, переживших клиническую смерть. Все испытуемые описывали, что сначала у них возникало ощущение покоя, потом они летели по тоннелю, и в конце перед ними возникал яркий свет. Что это за ощущения и вследствие чего они возникают?

— Я слышал и другие, отличные от этого, рассказы от людей, переживших состояние клинической смерти. Скорее всего, эти чувства во многом объясняются личным опытом человека и его мироощущением. Хотя есть и попытки объяснить это с медицинских позиций, например, тем, что во время умирания разные отделы головного мозга отключаются в разное время.

О смерти и её альтернативе – бессмертии – размышляют многие,  в том числе и философы. Так, по мнению Людвига Фейербаха, «в природе не существует другого бессмертия, кроме продолжения рода, при котором данное существо продолжается в существах себе подобных, то есть на место умершего индивидуума постоянно заступает новый». Иными словами, живым стоит утешать себя тем, что после них остаётся потомство?

— Каждый находит утешение, исходя из того, во что он верит. Материалистам остается утешать себя тем, что после них останется потомство. Получается, что, исходя из этого постулата, надо оставить потомства как можно больше.

Верующие люди верят в бессмертие души. И им легче от этого. К телу – по вызову

Интересно, что такой предприниматель, как Генри Форд, тоже думал о смерти. И вот что он сказал: «Человек умирает тогда, когда перестает меняться, а похороны — просто формальность».  Иначе говоря, человек продолжает жить, когда расширяет свой кругозор, занят делом и каждый день чему-то учится. Вы согласны с этим?

— На мой взгляд, следует различать смерть тела и смерть духа. И смерть духа лично для меня страшнее.

Наше досье

Эдуард Викторович Туманов окончил медицинский институт в Минске, кандидат медицинских наук. В настоящее время — доцент кафедры судебной медицины Российского национального медицинского университета, заведующий учебной частью кафедры.

Автор 132 научных работ, включая одну монографию, три учебника, соавтор Национального руководства по судебной медицине, девяти учебно-методических пособий, восьми патентов на изобретения и полезные модели.