Почему казахстанцы уезжают – на этот вопрос в правительстве отвечают так, мол, уезжают те, кому скучно, кто хочет преодолеть свой потолок. И именно такое определение эмиграции больше подходит к казахстанским спортсменам. Однако не только некоторые спортсмены, но и молодые тренеры — казахстанские — живут и работают в других странах вместо того, чтобы развивать спорт на родине.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz побеседовал с одним из молодых и перспективных казахстанских тренеров по футболу с категорией «A» UEFA Валерием Миллером, по совместительству бывшим футболистом, который уехал тренировать в Россию, о том, в чем причина эмиграции футбольных тренеров, много ли футболистов, переквалифицировавшихся в тренеры, из Казахстана уезжают в Россию, а также о том, как казахстанским футбольным тренерам работается в России.
Валерий Миллер – бывший казахстанский футболист, воспитанник алматинского «Кайрата», выступал за дубль «Кайрата» и «Окжетпеса», играл в клубах Первой лиги: «Иле-Саулет», «Ак-Булак», «ЦСКА», «Кызыл-Жар СК», «Экибастуз», «Кыран». Ныне – тренер ФК «Сибирь-М» Новосибирск, также является руководителем программы развития молодежного футбола ФК «Сибирь».
— Валерий, расскажите, как так вышло, что вы сами тренировались и играли в Казахстане, но, получив тренерскую категорию, уехали работать в Россию?
— Тренерскую карьеру я начинал в Казахстане в международной футбольной академии AIFA, работал помощником главного тренера в команде U-16 и U-12. Тренерский коллектив, в котором тогда там работали Сергей Мочалов, Иван Каркачёв, Тимур Молдагалиев, Владимир Фомин под руководством голландского специалиста Патрика Ладру, оказали большое влияние на моё становление как тренера, они объяснили, как правильно выстраивать тренировочный процесс, и в чем особенности голландской системы подготовки футболистов. Работая в AIFA, я отправил резюме в футбольный клуб «Сибирь», связался с руководством, узнал о вакансиях, мне сказали, что вакансий пока нет, но, чтобы устроиться на работу детским тренером, нужно: высшее физкультурное образование, наличие категории или российский паспорт. Месяца через четыре мне перезвонили, сказали, что появилась вакансия, так я и оказался в ФК «Сибирь».
— Почему, на ваш взгляд, все чаще проглядывается такая тенденция, что казахстанские тренеры по футболу уезжают работать в Россию?
— На этот вопрос очень хорошо ответил наш соотечественник Максим Шевченко, что это происходит из-за востребованности. Поверьте, у нас немало хороших отечественных тренеров с очень хорошим уровнем знаний.
— Кого из казахстанских футбольных тренеров вы знаете, кто работает сейчас в России?
— Знаю достаточное количество тренеров. Например, это Сергей Мочалов. Он работает в Москве в ФШМ (Футбольная школа молодежи), очень сильный тренер, который ведёт всю методическую часть ФШМ, кстати бывший инструктор нашего Техцентра в Казахстане (Технический центр Казахстанской федерации футбола). Также это и Дмитрий Мамонов, который работает главным тренером команды «Сибирь-2» Новосибирск во Второй лиге. Максим Шевченко возглавляет центр подготовки футболистов в Ижевске и работает главным тренером в женской команде «Торпедо» Ижевск. Он, кстати, из команды аутсайдера, которая в том году не набрала ни одного очка, сделал добротную команду, которая уже переписала историю ижевского женского футбола.
— В чём, по-вашему, проблемы казахстанского футбола?
— Конечно, главной проблемой казахстанского футбола является инфраструктура и компетенция детских тренеров, по существу кроме «Кайрата» и академии «Онтустык» хороших условий нет больше нигде. Нам нужно улучшать условия для занятий наших детей и условия для работы наших тренеров.
— Кого из казахстанских футболистов вы можете выделить и назвать настоящим профессионалом?
— Могу назвать достаточно много ребят, которые очень профессионально относятся к делу, особенно молодое поколение казахстанских футболистов. Для меня примером профессионализма были братья Евстигнеевы — суперпрофессионалы, никогда не давали себе поблажек на тренировках, всегда работали на максимуме своих возможностей, следили за режимом сна и питания.
— Вы играли во многих клубах и знакомы со многими казахстанскими футболистами. Чей самый известный номер телефона из казахстанских футболистов у вас есть?
— Самый известный, наверное, Самата Смакова. Я не так часто, конечно, ему пишу, но Самат Кабирович всегда отвечает, хотя дел у него сейчас очень много. Желаю ему удачи на новом поприще.
— Где вы получали тренерскую категорию «А» UEFA?
— У нас в Казахстане, в Техцентре Казахстанской Федерации футбола. Закончив там обучение, поддерживал связь с инструктором Станиславом Погореловым, который нам преподавал. Он очень сильно помогал и помогает мне в развитии, как тренера, который направляет, подсказывает, критикует, советует, даёт различный материал об организации и проведении тренировочного процесса. Сейчас, кстати, я прохожу обучение на категорию «A» Elite Youth UEFA в нашем Техцентре.
— Почему вы решили поступить на категорию «A» Elite Youth UEFA?
— Ну, во-первых, это желание учиться и самосовершенствоваться. Есть очень много различных аспектов игры, в которых мне необходимо улучшать свои знания и повышать свою тренерскую квалификацию. Во-вторых, у нас работают очень сильные инструкторы, с большим опытом и знаниями.
— Как вам обучение в Техцентре КФФ?
— Супер! Наш Техцентр сделал огромный шаг вперед даже по сравнению с тем временем, когда я учился там на категорию «А», в чем большая заслуга Геннадия Скуртула, который привнес современные тренды в обучении тренеров. Очень много нового и интересного мы узнаем на модулях, система образования очень сильно поменялась, всё проходит в режиме интерактива: приехать и просто отсидеться не получится. То, что мы проходим на теоретических занятиях, тут же мы переносим на практику. Основной посыл обучения — это реалистичность, то есть мы четко должны понимать, какая это зона поля (зона обороны, средняя зона или зона атаки), кто эти игроки, участвующие в упражнении, где это происходит: по центру, во фланге или полуфланге. Постоянно нужно отвечать на вопросы коллег и инструкторов, выходить к флипчарту и объяснять, почему ты делаешь так, а не иначе. Я очень рад, что наши инструкторы заставляют нас менять свой привычный образ мышления.
— Расскажите, как вам работается в российском футболе?
— Уровень российского футбола, несомненно, выше, чем в Казахстане, хотя здесь проблем ничуть не меньше, чем у нас, это и не идеальная система соревнований и проблемы с инфраструктурой и квалификацией детских тренеров, но РФС (Российский Футбольный Союз) проводит огромную работу по улучшению этих недочётов. Инструкторы РФС, в числе которых действующие тренеры юношеских сборных России постоянно выезжают в регионы и проводят семинары для детских тренеров. Но, в целом, здесь достаточно возможностей, чтобы проявить себя.
— Каков уровень тренеров в ФК «Сибирь»?
— Различный, есть те, кто самостоятельно не может составить недельный микроцикл, благо, что таких меньшинство, есть те, чья квалификация не вызывает никаких сомнений. В целом, у нас тренеры хорошего уровня, практически все лицензированные, с различными категориями, начиная от категории «С» и заканчивая категорией «А UEFA». Могу выделить Сергея Вылежанина как очень сильного тренера, который сейчас работает в главной команде, а до начала 2019 года работал с молодежной командой во Второй лиге. Отмечу, что он очень хорошо работает с молодежью, пять его футболистов в этом году дебютировали в ФНЛ. Также хотелось бы выделить нашего соотечественника Дмитрия Мамонова, который с января работает главным тренером в «Сибири-2» во втором дивизионе. Один из немногих тренеров, кто не боится доверять 16-17-летним ребятам, где-то даже в ущерб результату, который думает о развитии игроков, а не о сиюминутном результате. Из тренеров в детской школе отмечу Дениса Гусева и Вячеслава Комкова. Как по мне, так это самый сильный детский тренер в сибирском регионе, до этого он работал в академии Краснодара, и нам очень повезло, что такой специалист работает у нас в школе.
— В чем заключаются проблемы футбола в сибирском регионе?
— Прежде всего, это отсутствие инфраструктуры и квалификация детских тренеров. Регионам просто необходимо строительство манежей и полей. А также увеличение заработной платы детским тренерам.
— Как вы считаете, кто из казахстанских игроков мог бы играть в российской Премьер-лиге?
— Мне кажется, что это Шомко, Логвиненко, Исламхан. Они могут играть на уровне российской Премьер-лиги.
— Чего бы вам хотелось добиться, как тренеру, в ближайшем будущем?
— Хотелось бы поработать на уровне команд ФНЛ и в юношеской сборной Казахстана по футболу.