К сожалению, количество детей, больных диабетом, растет с каждым годом. По данным главного внештатного эндокринолога Актюбинской области Марины КАЛЖАНОВОЙ, на 1 февраля 2019 года в области зарегистрировано 124 ребенка, страдающих инсулинозависимым диабетом (из них 78 детей – городские жители). Это на 20 процентов больше, чем в прошлом году.
Если уровень сахара в крови не контролировать, ребенок может впасть в кому.
Если за сахаром следить – вовремя вводить инсулин, то, как уверяют медики, можно вести полноценную жизнь. Они объясняют это родителям детей, у которых обнаружен диабет 1-го типа.
В последние годы в Актюбинской детской областной больнице для облегчения жизни маленьких пациентов используют инсулиновую помпу. Этот прибор считается самым прогрессивным способом введения гормона инсулина. По сути, он заменяет человеку поджелудочную железу, выполняя ее функцию. Как уверяют в больнице, применение уникального прибора имеет минимум противопоказаний. После обучения в специальной школе для диабетиков (школа помпы), которая существует при медучреждении с 2013 года, с прибором могут справиться и дети.
– Сейчас это самый передовой способ. При лечении с помощью инъекций приходится делать по пять уколов в день.
Когда используется помпа, то всего лишь один прокол на три дня. Есть же разница – делать 150 уколов в месяц или 10?
Для того чтобы пользоваться помпой, родители и дети проходят пятидневное обучение. В нашей школе пациентов учат, сколько единиц инсулина нужно делать при каждом употреблении пищи, какие кнопки нажимать. Причем если при лечении с помощью инъекций в день человек получал 40 единиц, то при использовании помпы суточная доза уменьшается на 20–30 процентов. То есть меньше доза плюс хороший контроль. Раз в три дня систему необходимо менять, она бесплатно выдается в поликлиниках в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Сами помпы многоразового использования, выдают их детям от года до 18 лет, меняются только системы, – рассказывает Марина Калжанова.
– Какие еще преимущества у метода?
– При инъекциях пациент не знает, какая доза когда усваивается. А здесь все заложено в памяти: каждый час подается определенная доза. Ребенок ходит, а инсулин ему вводится через катетер. Сам он никаких кнопок не нажимает. Помпа автоматически рассчитывает, сколько единиц инсулина необходимо. Настройки вносит врач-эндокринолог. Особенно это удобно при так называемом синдроме утренней зари, когда сахар повышается под утро. В этом случае врач уже знает, что к 6 утра инсулина нужно чуть больше, – объясняет врач-эндокринолог.
Как рассказывают в медучреждении, эти помпы – американская разработка. Несовершеннолетним пациентам (от года до 18 лет) приборы выдаются бесплатно. Сегодня инсулин с помощью помп получают 45 детей: 34 ребенка – это городские жители, остальные 11 – из сельской местности.
Помпа используется и для годовалых детей. Самому маленькому пациенту, которому устанавливали прибор в областной детской больнице, было 8 месяцев от роду.
Сейчас малышу два с половиной года. Лечение идет успешно. “Делать таким детям инъекции неудобно. У них очень маленькие дозы, на шприц-ручках мы никак не можем делать инъекции с маленькими дозами – например в 0,25 единицы. Шаг начинается с 0,5 единицы. Такую дозу через помпу вводить гораздо удобнее”, – поясняют медики.
– Какие сложности возникают в работе с пациентами по этому методу?
– Бывает, что родители не согласны с диагнозом. Поначалу идет протест: мол, нет, мой ребенок не болеет диабетом. У нас были такие случаи. Например, есть семья, в которой заболел второй ребенок. Старший сын тоже на инсулине. Мама категорически отказывается привести младшего ребенка, хотя клиника показывает, что у него диабет. А ему с каждым днем хуже, похудел на 10 килограммов. Сахар держится, но за счет того, что мама не дает углеводы. Если не лечить, то постоянное повышение сахара приведет к потере сознания и коме. Некоторые родители боятся: вдруг с помпой не будет подачи инсулина. Но в этом случае загорается сигнал, появляется черный кружочек. Если нет подачи инсулина – значит нужно заменить систему. И всё.
– Бывали случаи, когда из-за отказа лечиться дети впадали в кому?
– В этом плане есть сложности с подростками. У нас был случай, когда шестнадцатилетней пациентке надоело ходить с помпой. Она сняла ее и не получала инсулин. Пришлось самолетом госпитализировать ее в больницу, пять дней она находилась в коме, на аппарате искусственного дыхания, была без сознания. Бывает, что подростки специально шантажируют родителей, например, хотят таким образом что-то получить.
Поэтому когда мы ставим диагноз, то объясняем, что детей из-за этого диагноза не нужно помещать, образно говоря, под стеклянный колпак. Они не инвалиды, а такие же дети, как и другие.
Просто отличаются тем, что должны получать инсулин. Если дело постоянно доводить до комы, то это чревато последствиями. Дело в том, что каждый раз погибают клетки головного мозга. У детей снижается память, имеют место постоянные головные боли.
Многое, конечно, зависит от родителей. Есть такие семьи, в которых у детей всегда сахар на уровне “5”. Но из 50 семей с контролируемым диабетом их не больше пяти. Это, конечно, работа родителей. От нас здесь мало что зависит. До 5 лет за ребенка полностью несут ответственность мама и папа. Если пациент старше 5 лет, то мы стараемся обучить самого ребенка, чтобы он мог себе экстренно оказать помощь. Ведь родителей может не оказаться дома.
– С чем вы связываете рост заболеваемости диабетом у детей?
– Выделить одну причину мы не можем. У кого-то бывает после перенесенной вирусной инфекции, например, тяжело гриппом переболел. У кого-то генетическая предрасположенность. Думаю, это может быть связано и с питанием: в еде сейчас много консервантов плюс сидячий образ жизни. Оказывает влияние и атмосфера в семье. Если она нервозная, то это может тоже отразиться. То есть имеет место так называемая эмоциональная составляющая, болезнь может быть вызвана стрессом.
– Что должно насторожить родителей, на что нужно обращать внимание?
– Если ребенок часто мочится, то это должно насторожить. Также дети с диабетом много пьют, худеют, появляется одышка. Это уже тактическое дыхание от большого количества сахара. У ребенка сухость во рту и слабость. Если такие симптомы имеются, нужно обследоваться.
– Возможно ли излечение от диабета 1-го типа?
– К сожалению, предстоит пожизненное получение инсулина. На сегодняшний день других методов, кроме введения гормона, нет. Нехватка инсулина требует инсулинотерапии. У многих детей, которые перешли на помповую инсулиновую терапию, уровень сахара снизился.
– Как меняется стиль жизни у детей после постановки такого диагноза?
– Они могут вести полноценную жизнь, если установили помпу. Главное – контролировать уровень сахара. Например, малыш, которому в 8 месяцев установили помпу, хорошо развивается, посещает детский сад. Мама прошла обучение, устроилась в детский сад няней, чтобы быть рядом с ним. Многие наши пациенты занимаются спортом, имеют хобби, успешно реализуются в разных сферах. С помпой можно получать водные процедуры, посещать бассейн. Для этого просто убирается заглушка и закрывается крышкой. Многие девочки, которые больны диабетом, в дальнейшем идут работать медсестрами.
По данным медиков детской больницы, с начала работы проекта (в качестве пробного он стартовал в 2012 году) помпы установили более 100 пациентам. Медперсонал прошел специальное обучение. Кстати, оно предполагает установку помпы самому медику на период обучения – с той лишь разницей, что вместо инсулина используется физраствор. Когда все испытаешь на себе, гораздо легче объяснять пациентам, признаются медики.
10-летняя Жолдыс Култасова приехала на очередное контрольное обследование из Шалкарского района. Помпу ей установили в октябре. Маленькая пациентка говорит, что уже оценила достоинство нового метода.
– Меня все устраивает. Сложностей нет, это лучше, чем уколы. А то приходилось получать по 5 уколов в день. Помпу ношу на руке. Люблю заниматься танцами, – рассказывает Жолдыс.
16-летний Мирас также проходит очередное обследование. Подросток поделился своим мнением.
– Я учусь в 39-й школе. Увлекаюсь баскетболом, боксом. В неделю 3–4 раза тренировки. Помпу мне поставили два года назад. После этого у меня сразу снизился сахар. До этого доходил до 20. Всегда был жар, постоянно хотелось пить, – рассказывает Мирас.
17-летняя Самена Аяжан тоже выбрала этот способ инсулинотерапии. Девушка учится в медколледже. Ее мечта – помогать тем, у кого имеются проблемы со здоровьем.
Актобе