Как строительство секретных объектов МВД РК привело к потерям сотен миллионов тенге, судам и обращению к генпрокурору и министру - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как строительство секретных объектов МВД РК привело к потерям сотен миллионов тенге, судам и обращению к генпрокурору и министру

Как строительство секретных объектов МВД РК привело к потерям сотен миллионов тенге, судам и обращению к генпрокурору и министру

Департамент тыла МВД РК выделил более полутора миллиардов тенге на строительство секретных объектов в Кокшетау и Усть-Каменогорске. Прошло 5 лет. Предприниматель, строивший здания, попал под суд, а секретные объекты, скорее всего, так и не будут достроены.

  • 31 Июля 2019
  • 8441
Фото - Caravan.kz

В начале мая 2019 года в столичном суде №2 Есильского района подошел к концу процесс по уголовному делу в отношении директора ТОО «СИЛТЭК» Геннадия МИХАЙЛОВА и заместителя начальника департамента тыла МВД РК Дамира ТАЙЖАНОВА.

В отношении обоих были выдвинуты обвинения в совершении уголовного правонарушения по п. 2 ч. 4 ст. 189 УК РК «Растрата вверенного чужого имущества в особо крупном размере».

Как оказалось, в 2014 году между предприятием бизнесмена и департаментом тыла МВД был заключен договор на строительство двух секретных объектов в городах Кокшетау и Усть-Каменогорске. На эти цели ведомство выделило чуть более полутора миллиардов тенге. Но вот только достроены они так и не были.

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz делится подробностями запутанного дела, ссылаясь на базу судебных актов Верховного суда РК.

Секретные объекты для МВД РК

В 2014 году МВД РК в соответствии с решением Республиканской бюджетной комиссии выделило средства на строительство комплекса служебных зданий в Кокшетау и Усть-Каменогорске для нужд седьмого департамента МВД. Судя по информации из открытых источников, этот департамент является одним из самых засекреченных и занимается разведкой. Судебные распри "братвы" из скандальной академии МВД: решилась судьба пойманного пьяным за рулем полицейского

Поэтому выбор подрядчика проходил на основании пп 3 п.1 ст. 4 Закона РК от 21.07.2007 года №303-III «О государственных закупках» (приобретение для осуществления оперативно-розыскной деятельности органами товаров, работ, услуг для создания конспиративных организаций), то есть без проведения конкурса государственных закупок.

По показаниям подсудимого Геннадия МИХАЙЛОВА, о том, что МВД ищет подрядчика для своих работ, он узнал в начале 2014 года от своего помощника Игоря ПРАХИНА, который работал у него директором гостиниц «Ворота Туяксу» и «Альпийская роза». Тот познакомил его с неким Т. Смагуловым, тот озвучил ему условия предоставления подряда в размере 2 процентов от каждого будущего транша.

Уже весной 2014 года он приехал в здание МВД РК и познакомился с Дамиром ТАЙЖАНОВЫМ, рассказал о своей компании и о том, какие объекты ею уже были построены до этого. В тот же день его познакомили с начальником департамента тыла МВД РК Н. Нургазиным.

«Через несколько дней позвонил Д. Тайжанов и сказал, что ТОО «Силтэк» выбрано в качестве будущего подрядчика и необходимо представить им весь пакет документов, то есть лицензию, свидетельства и т.д. Заключили предварительный договор на проведение секретных работ от 24 апреля 2014 года. Затем, уже в конце июня 2014 года, заключили два договора на строительство объектов, договоры были под грифом «совершенно секретно», — записано со слов бизнесмена в официальном судебном документе.

27 июня 2014 года между департаментом тыла МВД РК и ТОО «Силтэк» были заключены договоры на строительство административных зданий МВД с подсобными, хозяйственными и иными помещениями в Кокшетау на сумму 834 679 539 тенге и в Усть-Каменогорске на сумму 954 320 130 тенге. 27 марта 2016 года сумма на строительство в ВКО была увеличена до 1 032 595 491 тенге.

Третьего июля 2014 года МВД во исполнение условий договоров перечислило на расчетный счет ТОО «СИЛТЭК» в Алматинском филиале АО «Темирбанк» предоплату в размере 30 процентов на общую сумму 536 699 900 тенге.

Фиктивные счета-фактуры и недостача сотен миллионов

В декабре 2015 года ТОО «СИЛТЭК» стало отставать от графика выполнения работ. В материалах следствия указывается, что в тот момент подсудимый Михайлов поручил своим сметчикам в городах Кокшетау и Усть-Каменогорске подготовить акты выполненных работ за тот период, включив в них фактически не выполненные объемы работ по закупу всего технологического, инженерного оборудования и стройматериалов.

В то же время он обратился к своему главному бухгалтеру Т.А. Кадыровой с просьбой подготовить фиктивные счета-фактуры и платежные поручения от имени подконтрольных Геннадию МИХАЙЛОВУ предприятий: ТОО «СИЛТЭК», ТОО «Виавто», ТОО «Металлург Строй Инвест», ТОО «Павлодарский завод железобетонных изделий», ТОО «Альпина ХХI», ТОО «Опытно-экспериментальный завод «Зергер», ИП «Кадырова Т.А.» и ИП «Ветлугина М.Ю.».

«Копии указанных фиктивных документов, а также оригиналы актов приемки выполненных работ за декабрь 2015 года на общую сумму 476 342 038 тенге Г.В. Михайлов предоставил в департамент тыла МВД», — указывается в материалах следствия.

По указанным счетам к оплате на расчетный счет ТОО «СИЛТЭК» в Алматинском филиале АО «Bank RBK» были перечислены денежные средства в общей сумме 333 439 426 тенге. После эти средства были переведены на счета подконтрольных Михайлову организаций, названия которых можно найти выше. С 30 декабря 2015 года по 30 января 2016-го с них было обналичено около 160 миллионов тенге.

Летом 2016 года строительство секретных объектов в городах Кокшетау и Усть-Каменогорске было приостановлено из-за отсутствия финансовой возможности для его продолжения. После проведенной инвентаризации сотрудники департамента тыла МВД обнаружили недостачу материалов и оборудования на 389 880 692 тенге.

«Они преследовали мою жену и дочку»

Во время судебных заседаний Геннадий МИХАЙЛОВ отказался признавать свою вину. По его словам, в перечислении средств на подконтрольные ему предприятия никаких нарушений нет. А с проведенной инвентаризацией не согласен, так как, по его словам, эксперты проводили оценку «на глаз».

Он признал, что получил деньги от МВД, но не смог их отработать, так как ему не дали этого сделать. Растраты и хищения с его стороны не было, а стройка была доведена «до такого состояния» лишь из-за возникших проблем. По его словам, работы были выполнены на 90 процентов, и он может их завершить, поэтому попросил переквалифицировать его дело на ст. 195 УК РК «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». 

К слову, из показаний отдельных свидетелей следует, что объекты были выполнены либо на 60, либо на 70 процентов. Но это субъективные оценочные суждения, которые могут не отражать реального положения дел.

Помимо этого, Геннадий МИХАЙЛОВ заявил, что оговорил заместителя начальника департамента тыла МВД РК Дамира ТАЙЖАНОВА, но был вынужден сделать это из-за давления следствия.

«Они обещали заключить процессуальное соглашение, применить домашний арест, говорили, что посадят всех моих братьев, сестер и сыновей. Но после того, как они начали преследовать жену и дочку, сломался и начал подписывать любые показания, какие они говорили, и оговорил Дамира ТАЙЖАНОВА, хотя никаких денег ему не передавал», — объяснил свои показания бизнесмен.

По словам подсудимого, следователи требовали дать показания на замминистра МВД Берика БИСЕНКУЛОВА, но от этой версии они отказались, так как он его вовсе не знал и ни разу с ним не встречался.

«Михайлов обещал закончить объекты…»

Заместитель начальника департамента тыла МВД РК Дамир ТАЙЖАНОВ предъявленные ему обвинения не признал и объяснил, что доводы о его сговоре с Геннадием МИХАЙЛОВЫМ не имеют никаких оснований и не могут быть доказаны. Он заявил, что именно по его инициативе были поданы первые рапорты и иски в отношении ТОО «Силтэк», дабы признать его недобросовестным поставщиком.

Ещё он рассказал, почему МВД РК начало предпринимать действия в отношении ТОО «Силтэк» лишь в 2016 году. По его словам, бизнесмен заверил, что собирается брать кредит в банке и продолжить строительство объектов. С учётом режима секретности и готовности объектов на 60 процентов они не стали расторгать договор с ТОО «Силтэк», а решили обязать его завершить строительство объектов.

«Опыт работы в сфере строительства показал, что привлечь нового подрядчика для завершения строительства уже начатого объекта очень проблематично», — объяснил господин Тайжанов.

О фиктивности предоставляемых Михайловым бумаг он и вовсе не предполагал. Кроме того, акты выполненных работ были подписаны представителями технадзора, которые обязаны были проверить наличие всего оборудования и материалов. Часть оборудования Тайжанов сам лично видел в августе 2016 года в ходе поездки в Алматы. Никаких денежных средств от Геннадия МИХАЙЛОВА или от других лиц из ТОО «Силтэк» никогда не получал.

К слову, по показаниям коллеги Тайжанова – представителя МВД Д.Б. Мулдашева — бизнесмен действительно предлагал возместить нанесенный ущерб, но по неизвестным ему причинам руководство МВД отказалось.

Бизнесмен виновен, а вот сотрудник МВД нет

По мнению суда, показания свидетелей и установленные следствием факты складываются в единую логическую цепочку. Плюс ко всему протокол выемки банковских выписок по расчетным счетам ТОО «СИЛТЭК» в банках установил, что часть денег, поступивших от МВД РК с 2014 по 2016 год, снимались со счета ТОО «СИЛТЭК» либо перечислялись на счета фирм, фактически не выполнявших субподрядные работыКарты, деньги и международный розыск: полицейская из ЗКО уволена за связь с преступной группой и хочет вернуть работу

Судом установлено, что 160 миллионов тенге были переведены на счет ТОО «Constructive Solutions», после на счет ТОО «Казэкспо-Астана» и затем на ТОО «Silk Way» Company», где и были обналичены. А приговором СМУС г. Алматы от 22 февраля 2017 года эти фирмы были признаны лжепредприятиями.

Также суд выяснил, что все подконтрольные предприятия Геннадия МИХАЙЛОВА не исполняли возложенные на них субподрядные работы и средства с их счетов просто обналичивались.

Помимо этого, в суды обратились и другие субподрядные организации, которые требовали с ТОО «Силтэк» взыскания заложенностей, так как предприятие не расплачивалось с ними за выполнение субподрядных работ и поставки стройматериалов, хотя деньги от МВД РК поступали.

Суд считает, что доводы стороны защиты о том, что в действиях Геннадия МИХАЙЛОВА отсутствует состав инкриминируемого уголовного правонарушения, являются необоснованными. Хотя и признает, что во время следствия были допущены ошибки, но они не являются достаточным основанием для того, чтобы закрывать глаза на совершенные проступки.  

Вместе с тем суд не согласен с выводами органа досудебного расследования, что Дамир ТАЙЖАНОВ также совершил растрату и хищение чужого имущества.

«Ни в ходе досудебного расследования, ни в главном судебном разбирательстве не доказаны преступные обстоятельства присвоения либо растраты вверенного имущества МВД со стороны Д.А. Тайжанова, то есть не установлены объективная и субъективная стороны уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 189 УК», — заявил судья.

Суд произвел уточнение растраченных Геннадием МИХАЙЛОВЫМ средств и пришел к выводу, что суммы, озвученные следствием, были несколько завышены. Подсудимый должен возместить в пользу МВД РК 270 624 831 тенге.

В конечном итоге, 6 мая 2019 года бизнесмен Геннадий МИХАЙЛОВ был признан виновным в совершении преступления. Ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет.

Сотрудник МВД РК Дамир ТАЙЖАНОВ признан невиновным, и ему возвращена внесенная ранее сумма залога в размере 1 202 500 тенге.

Бухгалтер ТОО «Силтэк» Т.А. Кадырова избежала уголовного преследования, полностью признав вину и раскаявшись. Также 11 июля 2018 года она добровольно возместила в доход государства 13 132 960 тенге, перечислив их на расчетный счет МВД РК.

Что же с секретными объектами?

В тот же день, 6 мая 2019 года, суд №2 Есильского района направил частное постановление на имена генерального прокурора и министра внутренних дел Республики Казахстан. Проблема кроется в ошибках, которые допустило следствие при ведении уголовного дела, и в том, что в данный момент происходит с недостроенными объектами.

Как заявили в суде, ни в начале, ни в ходе досудебного расследования следственными органами не приняты меры по сохранности имущества данных строящихся объектов.

«Бездействие и непринятие указанных мер привели к тому, что на указанных объектах, построенных на бюджетные средства, происходили и до настоящего времени происходят кражи, из-за погодных и климатических условий происходят невосполнимые разрушения строительных конструкций…» — заключили в суде.

Несмотря на то что с 2017 по 2018 год на недостроенных в Кокшетау и Усть-Каменогорске объектах были установлены «многочисленные факты краж», они так и не были зарегистрированы в ЕРДР в связи с отсутствием заявлений от подрядчика.

«Отсутствие ведомственного контроля привело к рассекречиванию и невозможности завершения строительства, цель по обеспечению служебных зданий для нужд седьмого департамента МВД не достигнута. Таким образом, фактически выделенные бюджетные средства в сумме 1 591 778 344 тенге затрачены впустую», — резюмирует суд.

Помимо этого, были установлены многочисленные нарушения процессуального закона со стороны следственно-оперативной группы в ходе досудебного расследования. Поэтому суд требует донести эту информацию до генпрокурора и министра МВД, принять меры и решить вопрос об ответственности виновных лиц.