На прошлой неделе казахстанское издание Central Asia Monitor опубликовало материал под заголовком «Чьими колониями были Казахская ССР и Российская Федерация?», в начале которого приводится такой аргумент:
«Казахскую ССР можно считать колонией уже потому, что она не обладала политической самостоятельностью, и ее руководство было вынуждено безропотно подчиняться директивам союзного центра, который даже территорией республики распоряжался по своему усмотрению».
Но насколько верным и аргументированным будет это высказывание в рамках сегодняшних реалий и определенных переосмыслений казахстанской истории? Дабы разобраться в этой теме более подробно, корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к казахстанскому историку и преподавателю Самату КУРМАНГАЛИЕВУ.
— Однозначно — да. Казахская Советская Социалистическая Республика была колонией Союза Советских Социалистических Республик, и даже в какой-то степени ее можно назвать наследницей Российской империи, — отметил эксперт в начале разговора. — Но что касается вопроса государственной самостоятельности, в тот период этого желали далеко не все в силу нескольких аспектов: историческое прошлое, ощущение национальной идентичности, дух единства и многое другое. Вообще подход, отраженный в Конституции Советского Союза, отличался от конфедерации и автономизации, хотя при этом больше напоминал федерацию — форму государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Что еще следует отметить: если бы не катастрофы, происшедшие в свое время в советский период, то подобные вопросы не поднимались бы так часто.
— Желало ли казахское общество и элита политической независимости на тот момент? И насколько мы были к этому готовы?
— Суверенитета хотела и требовала именно казахская элита, но в определенный момент времени. Вообще сам по себе этап формирования элиты в Казахстане — богачей и олигархов, членов высших кругов и политбюро — был далеко не самым простым. Посмею перефразировать смысл тогдашней Конституции на более доходчивый лад: богатых не должно было быть вовсе — деньги надо было легализовать. Тогда-то в нашей стране и стал популярен принцип «лучше собственный теленок, чем общий бык».
Но повторюсь: суверенитета желала именно казахская элита. Более обывательскому обществу хотелось жить в привычном укладе – в той стране, где все было стабильно и более или менее понятно.
— Если же называть КазССР колонией, то кого в таком случае правильнее называть метрополией?
— И здесь все вполне очевидно: метрополией была Россия. На самом деле отголоски колониального прошлого остаются и до сих пор. Стоит взглянуть на внешнюю политику нашей страны, которая во многих направлениях сейчас ориентируется на РФ, — сказал в заключение Курмангалиев.