Нас ждет война за рынок? - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+18 °C
Алматы
2024 Год
1 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Нас ждет война за рынок?

Нас ждет война за рынок?

Прогнозы экспертов по рынку продуктов на ближайшее время очень благоприятны для потребителя – предпосылок для повышения цен нет. Скорее, можно даже надеяться на снижение стоимости продовольствия.

  • 14 Августа 2009
  • 1111
Фото - Caravan.kz

Но, с другой стороны, это означает, что отечественному производителю придется вести ожесточенные бои за рынок с зарубежными конкурентами.

Скидывать цену на свой товар “продуктовиков” вынуждают хороший урожай, ожидаемый в этом году по ряду сельскохозяйственных культур, падение цен на основные виды сырья и снижение покупательной способности населения.

– Мировой урожай зерновых в этом году ожидается ниже, чем в прошлом, но тем не менее он будет достаточно высоким, – утверждает Евгений ГАН, президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана. – Хорошие виды на урожай и у России с Украиной. Это дает основания полагать, что цены на зерно в этом зерновом году (зерновой год в отличие от астрономического длится с июня по июль следующего года, получается, что сейчас у нас на дворе 2009/2010 зерновой год. – Прим. ред.) будут умеренными. Подтверждением тому является и закупочная цена на зерно пшеницы третьего класса, объявленная в России, – 156 долларов США за тонну.

К слову, колебания на зерновых рынках влияют не только на стоимость батона, сдобной булки или рогаликов с макаронами, но и на цену таких, совсем уж не хлебобулочных продуктов, как мясо, молоко и яйца. Так, например, по оценкам специалистов по сельскому хозяйству, в стоимости комбикормов, которые скармливаются мясным и молочным породам животных, доля зерна достигает 70–80 процентов. И стоимость корма такой же долей входит в цену на мясо.

– В стоимости свинины и яиц стоимость кормового зерна может составлять до 70 процентов, – объясняет Евгений Ган. – Поэтому по состоянию дел на зерновом рынке можно с большой долей достоверности предсказывать “погоду” и на рынках других видов продуктов.

По законам капитализма

Другие эксперты, опрошенные нами, также прогнозируют стабильные или снижающиеся цены на рынке продовольственных товаров.

– Три года аула, как бы критично о них ни отзывались, все-таки дали возможность селам Казахстана собраться с силами и заявить о себе как о ведущем поставщике сельскохозяйственного сырья для отечественных предприятий, – отмечает Петр ПОТАПОВ, вице-президент Союза производителей продуктов питания Республики Казахстан. – В этом году мы можем рассчитывать на то, что наша страна сумеет полностью обеспечить себя, например, масличными культурами – виды на урожай рапса позволяют делать такие предположения. Ожидаются хорошие урожаи пшеницы и кукурузы. К октябрю, когда урожай будет убран, сельхозпроизводители и производители продуктов в полном соответствии с законами ведения капиталистического хозяйства должны будут превращать сырье в продукты, чтобы потом обратить это в оборотные деньги – выплатить заработную плату, кредиты, закупить оборудование и так далее.

– В условиях кризиса производители, борющиеся за долю на рынке, который, как минимум, не растет уже прежними темпами или вообще сокращается, будут снижать цены, – считает Петр Потапов. – Откровенно говоря, не лучшая ситуация для нас, как для производителей, но это реальность – увы.

Что покупать летом, а что – зимой?

Кроме общего спада на рынке на цену влияют и сезонные колебания. Например, молоко традиционно дорожает к зиме и, наоборот, становится дешевле летом.

– Это связано с естественными процессами – пик производства молока приходится на летние месяцы, спад – на конец осени, зиму, – говорит Лидия МИХЕЕВА, эксперт Молочного союза Казахстана. – Излишки летнего молока идут в переработку. За счет этого сезонные колебания не превышают нескольких процентов.

– Но помимо сырья производителю надо еще покупать оборудование, тепло- и электроэнергию. А вот предсказать, куда двинутся цены на коммунальные услуги, которые тоже существенно влияют на себестоимость продукта, трудно, – отмечает Евгений Ган.

Правда, среди сырьевых продуктов также есть исключение, цены на них вопреки общей ситуации на рынке не снижаются.

– В этом году сахар-сырец подорожал на 50 процентов, – отмечает Петр Потапов. – Это важный продукт, но даже такое изменение цены не окажет значительного влияния в общем на рынок продуктов питания.

– В определенном смысле дефицитом являются какао и его производные, – говорит Рахман АЛШАНОВ, доктор экономических наук. – Дело в том, что производство сконцентрировано в нескольких странах, в основном африканских, поэтому и “поведение” цен на какао может сильно отличаться от общих трендов на рынке. А в этом году какао на товарных биржах, несмотря на неблагоприятную ситуацию, торговали по рекордным ценам. Так что производителям шоколада и кондитерских изделий придется тяжко – на фоне снижающегося спроса на их продукцию им приходится покупать основное сырье все дороже и дороже.

“Казахстанский рынок – аппетитный кусок”

Тяжко придется не только шоколадным и кондитерским фабрикам. Потребитель во всем мире начал экономить, в том числе и на питании – Казахстан здесь не исключение, следовательно, борьба за место под солнцем среди производителей, если перефразировать известного политэкономиста, будет только обостряться.

– У граждан нашей страны относительно высокая покупательная способность, поэтому наш рынок – чрезвычайно привлекателен, в том числе и для иностранного производителя. Но при этом, к сожалению, зарубежная компания имеет ряд преимуществ перед отечественным производителем даже в Казахстане, – сетует Рахман Алшанов. – Например, наши производители куриного мяса вряд ли полностью вытеснят импортные окорочка с прилавков хотя бы потому, что иностранные компании, работающие в “курином бизнесе”, имеют не только производственные мощности, но и собственную отлаженную цепочку поставок – транспорт, логистические центры и, конечно же, значительные финансовые ресурсы. Они могут позволить себе “давить” местные заводы низкой ценой – демпинговать.

Эксперт указывает на брешь в системе экономической безопасности страны, которую до сих пор почему-то никто не спешит заделать.

– Китай является одним из крупнейших производителей продовольствия в мире, причем, по понятным причинам, продовольствия очень дешевого. Скажем, в общем объеме экспорта китайских яблок казахстанская доля равняется десятым долям процента, но и это уже серьезный удар по нашим поставщикам фруктов. Это видно невооруженным взглядом – стоит пройтись по торговым рядам, – говорит Рахман Алшанов. – Часть продовольствия, произведенного в Китае, к нам завозится из Киргизии, которая, будучи членом Евразийского экономического союза, одновременно состоит и во Всемирной торговой организации. Таким образом, часть китайского импорта попадает к нам в замаскированном виде, избегая обложения теми сборами, которые взимаются с товаров, завезенных из третьих стран – не­членов

ЕврАзЭС. Это статистикой практически не учитывается. В то же время наша внутренняя налоговая политика не очень продуманна – по моим подсчетам, чтобы платить все положенные налоги и сборы и оставаться с прибылью, надо иметь рентабельность около 40 процентов. Уверяю вас, мало кто из отечественных пищевых компаний может похвастаться такими показателями…

– Понятно, что такие гиганты мировой пищевой индустрии, как, скажем, “Данон”, активно работающий на нашем рынке, обладают ресурсами, на порядок превосходящими те, которые имеются в распоряжении у местных производителей, – констатирует Петр Потапов. – Казахстанский рынок – аппетитный кусок, и транснациональные компании не собираются уступать его кому бы то ни было.

Лидия Михеева указывает на то, что помимо объективных экономических трудностей казахстанскому производителю приходится бороться и с особенностями внутреннего рынка.

– Заметьте, 80 процентов сыров на нашем рынке – украинского производства. Притом что наши сыровары могут выдавать продукцию не худшего качества и по тем же ценам, но они почему-то занимают на рынке очень скромный сегмент. Кому это выгодно?

Дорого – плохо, дешево – тоже

Если резюмировать результаты опроса экспертов, то можно сказать, что у кризиса могут быть и привлекательные стороны, например, снижение цен, что не может не радовать рядового потребителя. Правда, есть один нюанс – если отечественный производитель не выдержит ценовой гонки с зарубежными гигантами, то и обычному гражданину тоже придется несладко. Даже падение цен на шоколад и какао тогда ситуацию не исправят…

Филипп ПРОКУДИН