Развитие индустрии внутреннего туризма в стране определено одним из важнейших приоритетов Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. И это не случайно! Полезные ископаемые имеют неприятную особенность истощаться, а создание научных и производственных центров, способных конкурировать с мировыми лидерами, дело даже не одного десятилетия и многомиллиардных финансовых вложений, а вот туризм…
“Именно туризм в Казахстане имеет наибольшую вероятность стать прибыльным сектором экономики”, – подчеркивал в 2004 году Мартин Вебер, вице-президент консалтинговой фирмы J. E. Austin Associates Inc., объясняя, почему пилотный проект государственной программы “Конкурентоспособность Казахстана и перспективы кластерного развития” (почему-то забытой) было решено внедрять в сфере туризма (www.igm.kz/?uin=1233167003&lang=rus&item_id=6). А тремя годами ранее в Законе РК №211-2 “О туристской деятельности в Республике Казахстан” (pavlodar.com/zakon/index.html?dok=00968) от 13 июня 2001 года туризм впервые был определен как отрасль экономики, которая в ближайшее время должна стать высокодоходной и привлечь значительные поступления в бюджет государства.
А вот что говорят об этом статистические выкладки Всемирной туристской организации (www.world-tourism.org): в 1950 году в мире было совершено 25 млн. туристских поездок, которые принесли в совокупности 2,5 млрд. долларов США. Прошло всего полсотни лет – и в 2000 году мировые доходы от туризма превысили 621 млрд. долларов, что составляет едва ли не треть в мировом объеме торговли услугами. В 2004 году количество только международных туристических поездок составило 766 млн., в 2007-м – 903 млн., ну а прогнозы на 2010 год говорят о том, что этот показатель достигнет 1 миллиарда, а доходы от туризма превысят 1,1 трлн. долларов!
Что интересно, мировой экономический кризис (www.worldcrisis.ru), ударивший и по туристической отрасли тоже, лишь усилил ее позиции в плане инвестиционной привлекательности. По уровню доходов туризм на равных конкурирует с нефтедобывающей промышленностью, а как источник валютных поступлений стоит на втором месте после товарного экспорта.
Немаловажно и то, что в туристском бизнесе в мире занято 60 процентов всей рабочей силы, ведь один турист дает работу не одному десятку местных жителей – накормить, развлечь, искупать, продать сувенир, показать местную диковинку и т.п. Увы, наши туристские компании в основном работают на вывоз туристов. Да и внутренний туризм у нас, по большей части, можно относить к экстремальному – слишком дорого и не всегда комфортно, что отбивает у туристов всякий интерес к нашим достопримечательностям (www.caravan.kz/article/?pid=116&aid=5074)…
Хотя бывают и приятные исключения! Ну кто лучше всего расскажет о дикой природе Южного Казахстана (www.aksuinn.com), как не супруги-биологи, более 20 лет проработавшие в заповедниках Средней Азии! Сейчас “Дом Жени и Люды”, как они сами называют свою небольшую гостиницу на 26 мест в селе Жабаглы Тюлькубасского района ЮКО, принимает в год более 500 клиентов со всего мира. И, если каждый из этой полутысячи расскажет о наших красотах хотя бы десятку знакомых, легких на подъем, то в простом селе Жабаглы закипит уже совсем другая жизнь.
(Продолжение следует…)
Александр ЛЯХОВ (Lyakhov.kz)