Вице-президент Ассоциации предприятий торговли РК Жибек АЖИБАЕВА: “Нам и врагов не надо” - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Вице-президент Ассоциации предприятий торговли РК Жибек АЖИБАЕВА: “Нам и врагов не надо”

Вице-президент Ассоциации предприятий торговли РК Жибек АЖИБАЕВА: “Нам и врагов не надо”

Малый и средний бизнес в торговле проигрывает войну супер- и гипермаркетам с разгромным счетом: за последние два года в стране закрылось более 10 тысяч мелких торговых точек.

  • 9 Июля 2019
  • 1732
Фото - Caravan.kz

По мнению вице-президента Ассоциации предприятий торговли Казахстана Жибек АЖИБАЕВОЙ, эти цифры не окончательные. Всё только начинается. Но есть нюансы.

Согласно статистике, от 8 до 11 процентов традиционных сторонников супермаркетов в Европе и СНГ стали закупать продукты не в здоровенных торгово-развлекательных центрах, а магазинчиках шаговой доступности. Эксперты объясняют это тремя причинами. Первая: потребители устали терять время и нервы в огромных очередях перед кассами. Вторая: постепенно люди начинают понимать, что совсем не обязательно покупать еду на неделю вперед. Всё свежее – беру здесь и сейчас. Третья: не надо ехать через полгорода, забитого пробками. Плюс набирает обороты торговля в Интернете: зашел на сайт, сделал заказ – и валяйся на диване в ожидании доставки.

Большие сети – всегда голодные!

– В России крупные ритейлеры раньше входили только в города-миллионники, – Жибек Ажибаева выдерживает многозначительную паузу. – Сейчас уже и райцентры захватывают. И за полгода малый бизнес там на корню кончают. В Китае большие торговые компании додумались открывать свои точки в многоэтажках на первых этажах. Покупателю даже не надо спускаться. Позвонил – и разносчик доставит тебе заказ в течение нескольких минут. С пылу с жару. Бесплатно! Кстати, в Нур-Султане одна большая сетевая компания пошла по этому же пути.

Выкупает площади в многоэтажках, но работает под своим брендом. Зато это шаговая доступность и возможность продавать какие-то товары со скидками.

Потому что у них и отлаженная логистика, и постоянные поставщики, и широкий ассортимент, и огромные оборотные средства, и возможности, которые позволяют выдавить конкурентов. Сейчас “большие” поняли, что начинают проигрывать “маленьким”. Поэтому пошли на открытие малых форматов шаговой доступности.

– Это война? Частник – капут?

– Когда-то наши производители сельхозпродукции не могли попасть на престижные прилавки – только за дополнительные “взносы”. А мы им говорили: работайте с малыми форматами! Там вас на ура примут. Вы не сможете обеспечить супермаркеты регулярными объемами, зато у вас свежие и экологически чистые продукты. И вот только сейчас это пошло: потребитель повернулся кошельком к небольшим магазинам. Вчерашняя неповоротливость и консервативность “суперов” заставила их сегодня сменить свою политику.

– Но они все равно выдавливают МСБ как конкурентов?

– Надо признать, что прямо в теневой бизнес.

Справка “КАРАВАНА”

По официальным данным, оптовая и розничная торговля в последние три года заняла большую часть теневой экономики страны. По самым осторожным подсчетам, ее объем достигает 5,2 триллиона тенге. Особенно в сельской местности, где кассовые аппараты и POS-терминалы – до сих пор диковинка.

Только в январе 2019 года легальный оборот розничной торговли составил без малого 700 миллиардов тенге. Делайте выводы – сколько нелегальный.

Почему? А тут к гадалке не ходи. Например, Налоговым кодексом РК установлены единые ставки за хранение и реализацию алкогольной продукции – независимо от того, сельский ты магазин или супермолл. Вот эта “уравниловка” и толкает “маленьких” на нарушения торговли. В том числе и на продажу неучтенной палёнки. А спиртное составляет едва ли не четверть прибыли любой торговой точки в селе. Да и в городах тоже. Провокация?

Полгода назад правительство утвердило План по противодействию теневой экономике на 2019–2021 годы. Там прописаны правила борьбы с уклонистами от налогов и таможенных платежей, эффективного управления государственными финансовыми средствами, совершенствования бизнес-среды и тэдэ и тэпэ… Исполнение этого документа, по замыслу его авторов, “должно вернуть в легальный оборот порядка 1,1 триллиона тенге”. Интересно, насколько совпадут их прогнозы с нашими реалиями? Как говорили предки, “деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах”. Ну-ну…

Базары – не только для торговли

– Жибек Турехановна, можете объяснить, зачем местные власти сносят традиционные рынки? И почему вместо них хотят строить торговые центры?

– Базары – это суть азиатской традиции общения. Видели в Узбекистане, Таджикистане? Это центры притяжения. Там и еда, и ремесла, и культура, и развлечения. А настоящая чайхана – это магнит…

– Я был на базарах в Германии, Португалии, Испании, Вьетнаме, Индии, Турции и в других странах. Не везде там чистота и порядок. Но у туристов они дико популярны.

– Не понимаю, почему чиновники забывают национальные традиции. Торгово-развлекательные центры вместо базаров – они убьют нашу культуру общения. А там это всё сохраняют. Некоторые такие рынки веками работают. И, кстати, заодно сбивают цены в супермаркетах. Поэтому народ туда идет закупаться. Все туристы мира “наелись” супермаркетами. Их интересует то, что может предложить азиатский рынок – “чистые продукты”, “чистое общение”. Знаете, кстати, почему у нас мясо, молочка и некоторые другие продукты подорожали?

– Наверное, из-за девальваций?

– Не только. Прежде всего потому, что они у нас экологически чистые. И именно большая часть этой продукции уходит в Китай. Поэтому цены на них в стране и растут. А “большие” закупают продукты за валюту за границей. И мы не знаем, насколько они полезные или вредные. Не на каждой же упаковке есть ссылка на ГМО? Да, в некоторых городах Казахстана по выходным дням действуют муниципальные ярмарки. Но они далеки от традиций восточных базаров. Это просто магазины под открытым небом. Наши чиновники, наверное, не понимают суть настоящих восточных базаров.

– А сколько граждан вообще работает в торговле – вы в курсе?

– По официальным данным, в торговле занято 16 процентов населения страны. Но вот пример. Встречались недавно с представителями Карасайского района Алматинской области. Показали цифры: при официальной регистрации 250 тысяч человек, в районе проживает свыше полумиллиона. Значительная часть которых неофициально трудится в торговой сфере. Включая гастарбайтеров из Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана. Они, конечно, не платят налоги. И еще подрывают наш рынок демпингом на свои товары. Все ли они легально пересекли границу – мы не знаем. Это тот самый теневой сектор, о котором мы говорим уже много лет. Крупнейший и популярнейший алматинский авторынок “Жибек Жолы” – на грани закрытия

Справка “КАРАВАНА”

По данным МВД РК, в 2018 году за нарушение миграционного законодательства к ответственности привлекли 108 тысяч иностранцев. За 5 месяцев этого года – уже более 40 тысяч.

Сегодня в Казахстане работает около 700 рынков, среднегодовой оборот которых официально составляет более триллиона тенге. Согласно паспортизации, там трудится порядка 240 тысяч человек. При этом контроль движения товаров и рабочей силы “является практически неосуществимым”. По мнению членов экспертной группы, проводившей исследования (итоги подвели в июне 2019 года), это не позволяет составить полную картину состояния данного сектора торговли. И не показывает в нем долю теневого сектора.

По разные стороны прилавка, или Зачем поддерживать торговлю, если она горит огнем?

Вы можете себе представить супермаркет, в котором на продукте не указана цена? На “диком” придорожном базаре – легко. Но вот была Госпрограмма развития торговли на 2010–2014 годы. В планах мероприятий по ее реализации источники финансирования вообще не были указаны! Кто и для кого писал этот документ?

Тезис: торговля сама себя прокормит, похоже, устраивает только тех, кто не вникает в суть процедур по Марксу “товар – деньги – товар”. По словам г-жи Ажибаевой, только в акимате Нур-Султана, а еще в акиматах Алматы и Алматинской области есть подразделения, которые курируют торговлю. В остальных нет даже курирующих специалистов. Поэтому, когда возникают конфликтные ситуации, связанные с нарушением прав предпринимателей, они остаются один на один со своими проблемами. Ну и с полчищами проверяющих органов. Массовые наезды на традиционные рынки – тому подтверждение.

Пожары – тот еще детектив. За последние 5–7 лет горели базары в Алматы, Шымкенте, Таразе, Астане, Актобе, Караганде… А потом на пепелище чудесным образом вырастали торговые центры. В заключение экспертов читаю: “МВД РК регулярно не удается выявить виновников поджога. Считаем, что такой подход является поддержкой участников рейдерских действий. Поэтому выходим с просьбой инициировать закон “О рейдерстве”. Рейдерство сдерживает потенциал бизнеса и фактически выводит его из легального оборота”

“В соответствии со ст. 92 Предпринимательского кодекса торговля не включена в направления государственной поддержки частного предпринимательства. Какого-либо плана стратегического развития этой отрасли в настоящее время у правительства нет”.

Справка “КАРАВАНА”

В 2012–2013 годах группа MEGA Нурлана Смагулова (торгово-развлекательные центры в Алматы, Астане, Шымкенте и Актобе) получила госсубсидии на уменьшение процентной ставки по банковским кредитам на 3,1 миллиарда тенге. “Которые позволили выстоять в сложный период и вернуться к стабильной деятельности”. Это было за год до девальвации тенге.

“Законом “О регулировании торговой деятельности” проводниками госполитики в поддержке торговли определены местные исполнительные органы… В связи с этим деятельность по поддержке предпринимателей носит разноречивый и хаотичный характер”…

Примеры? Сколько угодно!

Места нестандартных объектов торговли (НОТ) определяют акиматы. Можно только представить, какая здесь широкая поляна для коррупции. Предварительный диагноз: что сулят инициативы минздрава гражданам Казахстана

На любой НОТ можно “наехать” по разным причинам. Даже если он только газетами, напитками и сигаретами торгует. В Алматы за два года снесли более 2 000 киосков – малый бизнес. Удар по бюджету города. В правительстве, которое обеспокоилось снижением поступлений в государственную казну, пока молчат. Или поддерживают крупный бизнес, который отвоевывает территории у малого? Было когда-то министерство индустрии и торговли. Сейчас министерство торговли и интеграции. А четкой политики не было и нет.

Справка “КАРАВАНА”

Данные правовой статистики. В 2018 году было рассмотрено 74 685 административных нарушений в сфере торговли. К ответственности привлечены 75 300 человек.

– Жибек Турехановна, а что вы скажете о средних чеках? Насколько они отличаются в малых и больших форматах?

– Тут два фактора: платежеспособность населения и политика магазина. Если противостояние “маленьких” и “больших” продолжится в существующем формате, потребитель однозначно проиграет. Пока чиновники “зачищают” мелкие прилавки и базары – нам врагов не надо.

АЛМАТЫ