"Бизнеса без "косяков" не бывает": может ли ситуация с загрязнением нашей нефти стать причиной ссоры между Россией и Казахстаном - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Бизнеса без "косяков" не бывает": может ли ситуация с загрязнением нашей нефти стать причиной ссоры между Россией и Казахстаном

"Бизнеса без "косяков" не бывает": может ли ситуация с загрязнением нашей нефти стать причиной ссоры между Россией и Казахстаном

Отечественный экономист Айдархан КУСАИНОВ рассказал, каким образом Россия загрязнила казахстанскую нефть, как это скажется на взаимоотношениях между двумя государствами и почему такие случаи на нефтегазовым рынке вовсе не редкость. 

  • 2 Июля 2019
  • 20709
Фото - Caravan.kz

Недавно в СМИ появилась информация, что Россия выплатит Казахстану 76 миллионов долларов за испорченную нефть.

Российская компания-оператор "Транснефть" выплатит казахстанскому оператору нефтепроводов "КазТрансОйл" компенсацию за нефть, загрязненную в балтийском порту Усть-Луга. По информации источников агентства Bloomberg, сумма компенсации может составить около 76 миллионов долларов.

"В сумму компенсации входит все: потеря качества, простои, хранение", — отметил один из источников. Официального соглашения между двумя операторами пока не подписано.

По подсчетам трейдеров, объем загрязненной казахстанской экспортной нефти составляет 700 тысяч тонн из приблизительно пяти миллионов тонн некондиционного сырья, попавшего в систему нефтепроводов "Транснефти".

В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с независимым экономистом Айдарханом КУСАИНОВЫМ, который рассказал, насколько серьезен этот случай для нашей экономики.

— Как получилась, что нефть была загрязнена российской компанией?

— Скорее всего, в их трубу попала грязная нефть, которую экспортировал один из поставщиков и, соответственно, от этого загрязнилось все. Всем адресатам была доставлена нефть несоответствующего качества. Виноваты в этой ситуации «Транснефть» и они сейчас разбираются с этим, проводят полную проверку, дабы выяснить, кто им подсунул загрязненную нефть.

По большому счету, они не должны были принимать в систему несоответствующий продукт, но почему-то приняли.

— 76 миллионов долларов большая сумма для «Транснефти»?

— Нет, для них это небольшой убыток     

— Ранее белорусская компания «Белнефтехим» также заявляла, что российская сторона доставила загрязненную нефть. Идентичны ли эти случаи?

— Это все одно и тоже. Все получатели российского продукта получили некачественную нефть, так как это все один трубопровод. «Белнефтехим» предъявил «Транснефти» о том, что они получили грязную нефть, а наши утверждают, что поставили качественный продукт.

Из-за оплошности российской компании испортилось все. Им сейчас предъявляют и потребители, и компании поставщики, которые экспортировали нормальную нефть.

— Бывали ли схожие случаи поставки испорченного продукта?  

— Схожие случаи регулярно происходят, но в меньших масштабах. Такое часто происходит при перекачке нефти, но, как правило, регулируется. Бывает, когда поставляют газ, то встречается сырой продукт, из-за этого начинаются нисхождения по объемам.

В таких ситуациях трубопроводная компания отвечает перед производителем. Когда возникают расхождения и вина доказывается, то ущерб компенсируется. Но оплошности, как в этот раз, очень редкие.

— Может ли эта ситуация как-то сказаться на отечественной экономике, в частности на нефтегазовом рынке?

— Эта оплошность вышла за рамки рабочего процесса. Самый серьезный момент, что были испорчены немалые объемы нефти, но на самом деле ничего фатального не произошло.

Конечно, 76 миллионов – не комариный укус, а весьма ощутимая сумма, но не катастрофа. Понятно, что был серьезный момент, но на экономике и взаимоотношениях двух стран негативно это не скажется. Более того, если российская сторона вызвалась выплатить Казахстану компенсацию, то это еще сильнее нормализует торговые отношения.

Выплата, как хороший жест того, что предприятие отреагировало на свою ошибку и возместило убытки. Это подчеркивает нормальную деловую практику. Без косяков бизнес не бывает, вопрос, как из них выходят.

Как вам кажется, почему подобные темы, касательно ситуаций на нефтегазовом рынке страны вызывают такой ажиотаж?

— Потому что у нас это хайп. Особенно для кучи разных экспертов, которые рвутся везде высказаться о таких случаях. К сожалению, у нас сейчас очень хватает разных хайпожоров, которые любят обо всем высказываться, особенно в финансово-экономическом блоке их хватает. Они, в принципе, не понимают цифр, которые они озвучивают.