Как Казань "умыла" Москву и Питер - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+20 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как Казань "умыла" Москву и Питер

Как Казань "умыла" Москву и Питер

Пацифизм с татарским лицом. Наш корреспондент Артем КРЫЛОВ стал свидетелем самого внушительного российского музыкального фестиваля “Сотворение мира”.

  • 10 Июля 2009
  • 1167
Фото - Caravan.kz

От металла до бессовестной смеси

О том, что Казань “умыла” своим “Сотворением мира” и суперискушенную Москву, и сверхкультурный Питер, говорили все, кто видел происходящее своими глазами. Одиннадцатичасовой музыкальный нон-стоп в центре татарской столицы представил самый широкий спектр достижений артистов из разных стран. Акцент был сделан на world music, то есть этнику, исполняемую с оглядкой на современный контекст и без оного, а также на разномастный рок – от металла до поп. И это не считая джаза от грузинки Нино Катамадзе, брейкбита от Fun-Da-Mental и бессовестной музыкальной смеси в исполнении Ману Чао и товарищей.

Главная задача “Сотворения мира” – объединить с помощью музыки, самого интернационального языка, людей разных рас и религий. Полный творческий экстаз побудил устроителей сделать фестиваль регулярным и собраться у стен Казанского кремля, ставших естественными декорациями для “Сотворения мира”, еще не раз.

Женщины против рока возле Кремля

Однако не все прониклись пацифистскими мотивами музыкантов. Местная организация женщин-мусульманок запротестовала против того, чтобы рок звучал возле Кремля. Религиозные дамы предложили “творить мир” в городском конноспортивном комплексе. Но в этом-то и заключается суть этого мультикультурного фестиваля, чтобы собрать людей разных национальностей и вероисповеданий у татарского символа духовности и терпимости – Казанского кремля, в пределах которого кроме резиденции президента также находятся культовые сооружения мусульман и христиан – величественная мечеть Кул-Шариф и Благовещенский собор времен Ивана Грозного.

Ну как же без Макаревича!

По справедливости говоря, ноги у “Сотворения мира” растут из Москвы, в смысле того, что придумали и делают его москвичи. Это, в частности, президент фестиваля Андрей МАКАРЕВИЧ и генеральный продюсер Сергей МИРОВ. Однако именно в татарской столице, которая, как и казахстанская, старательно позиционируется как оплот поликультурности и толерантности, стало возможно это действо. К тому же большим подспорьем стали приятельские отношения Макаревича и мэра Казани Ильсура МЕТШИНА, который с интересом относится к неформатной музыке.

Отдельно надо сказать о звуке. Уж на чем на чем, а на нем мэр решил не экономить. Во второй раз в Казань пригласили очень авторитетную компанию из Голландии, делающую звук и свет на самых солидных европейских площадках.

Земля, алло!

При полуденном солнце фестиваль открыли несколько местных коллективов. Особо отметим прорусский “ОБЕРЕГ” и человека с ником МУБАЙ (Ильдар Мубаракшин), исполняющего осовремененные народные татарские песни и композиции собственного сочинения.

Заметное оживление вызвало появление альтернативного проекта TREYA. Он состоит из уважаемых московских музыкантов и, как ее представляют, белорусской девушки с приветом, эксплуатирующей в своих песнях тему безответной любви и связанного с ней сумасшествия. Разобраться, где тут художественный замысел, а где диагноз, сложновато, но энергетики у молодой певицы уже достаточно, чтобы вызвать реакцию у слушателей. К слову, в ее дебютном клипе на песню со словами “Земля, алло! Я НЛО” снялись, не поверите, Иосиф Пригожин и Валерия. Резюме: всем искать Treya в Сети.

Настоящий расколбас

Настоящий же расколбас начался, когда на сцену поднялись ударники фестивального движения – группа “Маша и медведи”. Маша МАКАРОВА отошла от своего православного периода и на нынешнем “Сотворении мира” отвечала за прославление Джа – бога в растафарианстве. Высокий градус поддержал, кто бы мог подумать, балалаечник Алексей АРХИПОВСКИЙ. Этот виртуоз свободно чувствует себя как в традиционных для своего инструмента жанрах, так и в блюзе, роке и классике. Признаться, выступление Архиповского стало для меня одним из мотивов приезда на фестиваль.

Задуманное организаторами совместное музицирование групп из Сербии и Хорватии не осуществилось, поскольку известный сербский артист Борис КОВАЧ попал в аварию по пути в Казань. О выступлении грузинской джазовой певицы Нино КАТАМАДЗЕ хочется говорить много (интервью с ней читайте в ближайших номерах газеты). Сам факт ее приезда на фестиваль – уже большое событие. Прямого сообщения между Россией и Грузией нет, и уважаемой артистке пришлось добираться до места назначения через Украину. В своем сете – к сожалению, непродолжительном – она исполнила свои известные произведения, включая кавер-версию песни “Сулико”, что вызвало дикий восторг поклонников ее творчества, коих на фестивальной поляне оказалось немало. Но даже те, кто ранее никогда не слышал пения Катамадзе, были очарованы этой истинной дивой.

Бунтари международного масштаба

Из США приехал KULTUR SHOCK – чистой воды мультикультурный проект, состоящий из серба, хорвата, болгарина, японца и американца. Как охарактеризовал его ведущий фестиваля легендарный Сева НОВГОРОДЦЕВ, “это System of a Down, которые помешались на цыганщине”. Действительно, проигрыши на скрипке, перемешанные с металлическими гитарными риффами, а также запевы от колоритного фронтмена убеждают, что эти парни готовы гнобить проклятых капиталистов при помощи любых известных им музыкальных средств.

Еще одни разоблачители социальной, расовой и религиозной несправедливости – это британская группа FUN-DA-MEHTAL, где идеологом является пакистанец Аки НАВАЗ, выросший в Британии. Главное достоинство проекта в том, что они смогли, взяв за основу электронные традиции Запада, положить на них сэмплы из индийских фильмов, ритмы бангра и, конечно, свои неудобные для истеблишмента тексты, за которые некоторые их треки запрещают для размещения в эфирах. Во время выступления FDM на “Сотворении мира” возникало ощущение, что от их энергичных прыжков и пассов руками можно выработать энергию, чтобы обеспечить электричеством пол-Казани. И не забудьте про не менее бойкие лозунги от вокалиста: “Мир – это не просто слово, мир – это действие”.

Отпетый антиглобалист и раздолбай

Другой бунтарь международного масштаба предпочитает осуществлять свою борьбу при помощи хорошо подготовленного балагана. МАНУ ЧАО – отпетый антиглобалист и раздолбай – еще в начале двухтысячных подсадил народ на свой простой, как три рубля, хит Bongo Bong. При всей его простоте музыкант любит причинять неудобства организаторам концертов, то заставляя делать билеты максимально дешевыми, то, как в случае с “Сотворением мира”, никак не желая уходить со сцены. Чтобы испанско-французский прыгун с гитарой таки попрощался с казанской публикой, на сцену пришлось выйти самому Макаревичу.

Кроме того, на сцену фестиваля поднимались “МУМИЙ ТРОЛЛЬ” с будто бы сошедшим с ума ЛАГУТЕНКО, который со своими ужимками и мимикой как никто пришелся по вкусу фестивальной аудитории. Добавили “Сотворению мира” оборотов набирающая славу поп-роковая исполнительница Татьяна ЗЫКИНА, которую музыкальные критики по обыкновению окрестили “новой Земфирой”, украинцы из “ВОПЛЕЙ ВИДОПЛЯСОВА”, британские мальчики из пригорода Лондона – THE RIFLES. Кстати, более звездные англичане Kaiser Chiefs не доехали до фестиваля по причине того, что именно в день его проведения фронтмен должен был стать отцом. “Сотворение мира-2009” своим сетом закрыли “ДДТ” во главе с Юрием ШЕВЧУКОМ, который всегда отличался протестной натурой и в компании предыдущих певцов-пропагандистов смотрелся логично.

Сто тысяч слушателей. Две тысячи милиционеров

Точку в самом ярком фестивале России поставило совместное исполнение пришедшейся к месту песни The Beatles All You Need Is Love. Сложно сказать, на сколько тысяч пацифистов после форума увеличилось население России, но то, что “любовь”, “мир”, “счастье” в этот день были не просто громкими словами, – это факт. Всего на площади Тысячелетия собралось около ста тысяч слушателей, а за порядком следили две тысячи милиционеров. Признаюсь, на столь массовом мероприятии, находясь один в чужом городе, я чувствовал себя комфортнее и в большей безопасности, чем на наших алматинских оупен-эйрах…

И если, дорогие соотечественники, думаете попасть на Грушинский фестиваль, крымский “Каzантип” или постоянно меняющее место проведения “Нашествие”, заедьте прежде на “Сотворение мира” в Казань. Может, уже и не захочется ничего больше…

Артем КРЫЛОВ, Казань–Алматы.Фото автора