Что ждать Центральной Азии от новой стратегии Евросоюза - эксперт - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что ждать Центральной Азии от новой стратегии Евросоюза - эксперт

Что ждать Центральной Азии от новой стратегии Евросоюза - эксперт

На прошлой неделе министры иностранных дел 28 стран Евросоюза (ЕС) утвердили новый вариант стратегии в отношении Центральной Азии. Впервые о ней было заявлено в 2007 году. Каких новшеств ждать и на что сделают акцент европейцы?

  • 3 Июля 2019
  • 968
Фото - Caravan.kz

Об этом – разговор с директором Центрально-Азиатского института стратегических исследований Анной ГУСАРОВОЙ.

– Объявлено о новой стратегии ЕС в отношении Центральной Азии. В чем ее суть?

– В целом документ представляет собой ключевые направления, по которым Брюссель и Евросоюз намерены усилить двустороннее и многостороннее сотрудничество со странами нашего региона. Неслучайно его название прямо и открыто говорит о новых возможностях взаимодействия, повышении эффективности европейских подходов в решении многих проблемных вопросов в Центральной Азии.

С одной стороны, документ не является чем-то новым или прорывным. ЕС в очередной раз подтверждает важность региона, его устойчивого развития в долгосрочной перспективе. С другой – в документе четко прописаны цели и направления (их насчитывается 45!).

Замечу, что работать европейцы собираются на всех уровнях и со всеми стейкхолдерами – государственными органами, бизнес-средой, экспертным и академическим, гражданским собществом.

Именно поэтому данная стратегия отличается от предыдущих документов, в частности, с точки зрения реального подхода к сотрудничеству в определенных сферах.

Некоторые аспекты впервые появились в этом документе по сравнению с предыдущими стратегиями. Отмечу, что отражен традиционный корзинный подход, включающий вопросы безопасности, науки и образования, продвижение верховенства закона, борьбу с коррупцией, поддержку гражданского общества, усиление политического диалога. Новым же является то, что в документе представлен экономический компонент: фитосанитарные нормы, стандартизация, тарифные барьеры, статистика, GSP+ (генерализированная система преференций), вступление в ВТО, ноу-хау. В сфере безопасности усиливается компонент по взаимодействию по вопросам противодействия насильственному экстремизму и терроризму, впервые говорится о кибербезопасности.

– Почему Европа решила изменить свои подходы к нашему региону? Чем это обосновано?

– Это хороший вопрос. В Брюсселе регулярно пересматриваются стратегии, и не только в отношении Центральной Азии. Это касается и стран Восточного партнерства, Средиземноморья, Афганистана.

С одной стороны, логично говорить, что приоритеты в большей степени остаются теми же – безопасность, политический диалог, региональное сотрудничество. С другой – ни для кого не секрет, что третья корзина, за исключением культуры и образования, заметно проседала, а прогресс достигался крайне медленно. Здесь речь идет о верховенстве закона, коррупции, правах и свободах человека, свободе слова, СМИ и собраний и пр. По этим критериям страны региона незначительно продвинулись в соответствующих глобальных рейтингах.

Кроме того, для европейцев крайне важен конечный результат того или иного проекта с той точки зрения, на что были потрачены деньги. С “открытием” Узбекистана у региона появляются новые возможности, которые нельзя упускать.

ЕС намерен усилить взаимодействие с региональными и международными структурами, которые задействованы в регионе. Наконец, пытается искать новые пути для сотрудничества, активно использует и опирается на данные и результаты исследований. Наш институт входит в консорциум SEnECA наряду с другими аналитическими структурами Германии, Франции, Латвии, Польши, Великобритании и всех стран Центральной Азии, который занимается разработкой практических рекомендаций в рамках новой стратегии ЕС.

Стратегический интерес

– А как строятся отношения Казахстана и ЕС?

– В соответствии с концепцией внешней политики РК развитие всестороннего сотрудничества с европейскими странами представляет для Казахстана стратегический интерес. С завершением реализации государственной программы “Путь в Европу” ЕС стал главным торговым и инвестиционным партнером РК. Основой взаимодействия служит Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), принятое в 1995 г. Данный документ заложил прочный фундамент для развития диалога по политическим, торгово-экономическим и гуманитарным вопросам.

ЕС является крупнейшим торговым партнером Казахстана. Объем торговли составляет более 33 миллиардов евро. Это более половины товарооборота Казахстана. Так что важность сотрудничества с ЕС абсолютно очевидна, – из интервью “Евроньюс” Президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА

Широкое взаимодействие с европейскими государствами способствует продвижению демократических реформ и повышению качества жизни граждан, привлечению инвестиций и новых технологий, а также совершенствованию законодательной базы и модернизации системы государственного управления в соответствии с общепризнанными стандартами.

Тем не менее европейские политики и эксперты уже не раз отмечали особую роль Казахстана в Центрально-Азиатском регионе. В частности, в отчете Еврокомиссии 2012 г. было отмечено, что мы уже вышли из категории “страны Центральной Азии”, и в нашем случае “требуются особые и привилегированные отношения”.

В практическом плане данная оценка роли РК в регионе выразилась в разработке нового, более продвинутого СПС. Казахстан активно взаимодействует с ключевыми европейскими институтами (Еврокомиссия, Европарламент и Совет Европы), а также смежными структурами, такими как Конвенция в области культуры и Венецианская комиссия, к которым Нур-Султан присоединился не так давно.

Более 350 проектов получили финансирование ЕС на сумму 180 миллионов евро.

Эти проекты, в частности, были направлены на: (а) укрепление потенциала региональных и местных органов власти; (b) поддержку реформы судебной системы и (c) укрепление потенциала государственного сектора с целью внедрения социальных и экономических реформ. В период с 2007 по 2013 год в рамках Инструмента ЕС по содействию развитию и сотрудничеству были реализованы существенные двусторонние проекты на общую сумму в 74 миллиона евро. В 2018 году завершились два крупных – “Поддержка перехода Казахстана к модели “зеленой экономики” и “Поддержка реформы системы правосудия в Казахстане”.

– Не так давно Казахстан посетил лидер ЕС Дональд ТУСК. После встречи с Президентом Токаевым он заявил, что Казахстан является для ЕС важным и стабильном партнером не только в региональном, но и в глобальном контексте. Как вы это прокомментируете?

– Взаимодействие с европейскими странами развивается как в двустороннем формате, так и на многостороннем уровне с наднациональными структурами ЕС. Приоритетные направления сотрудничества лежат в русле заслуженного реноме Нур-Султана и лично Первого Президента РК Н. НАЗАРБАЕВА и его миротворческой роли. При этом политики ЕС не раз отмечали ведущую роль Казахстана в регионе Центральной Азии.

– МИД Казахстана отметил: на долю ЕС приходится более 50 процентов нашего внешнеторгового оборота и 48 процентов вложенного в экономику иностранного капитала. Какие именно отрасли интересуют европейцев?

– Если говорить о секторах, то это в первую очередь энергоресурсы. Экспорт практически полностью – продукция нефтегазового сектора, наряду с другими полезными ископаемыми, продукция химической промышленности и продовольственные товары. Казахстан импортирует из ЕС машинное и транспортное, медицинское оборудование, лекарственные препараты, а также химию, пластмассовые изделия, мебель. "Думать о единой валюте ЕАЭС категорически нельзя": казахстанский аналитик о важности изучения опыта Евросоюза

– А какие именно страны Европы больше всего заинтересованы в сотрудничестве с нами?

– Германия традиционно является двигателем Центральной Азии в Брюсселе наряду с Латвией, Францией, Польшей, Италией как с экономической, так и политической точки зрения.

Образование, прежде всего

– Отдельные аналитики, комментируя изменение стратегии ЕС в регионе, полагают, что ключевой областью сотрудничества должна стать образовательная сфера. В частности, они считают, что Евросоюз мог бы увеличить образовательные гранты и льготы для нашей молодежи. Насколько это предложение актуально и отвечает ли оно потребностям региона? И в каких именно сферах нам требуются специалисты?

– ЕС выделяет 360 миллионов евро на финансирование проектов регионального сотрудничества в Центральной Азии в период с 2014 по 2020 год (включая 115 миллионов евро на программу “Erasmus+”).

Программа “Erasmus+” предназначена для студентов и преподавателей. К примеру, в 2015 году было отобрано 13 проектов повышения потенциала высшего образования; число студентов и сотрудников вузов из Казахстана, посетивших Европу, составило 451, а число европейских студентов и сотрудников вузов, съездивших в Казахстан, – 158 человек. Кроме того, 42 студента из РК получили стипендию на прохождение обучения в рамках программы совместных магистерских дипломов, и была присуждена одна стипендия на получение докторской степени.

Поскольку Казахстан является middle-incomecountry (страна со средним уровнем дохода), количество программ, стипендий и грантов для граждан нашей страны сократилось в сравнении с соседями по региону.

В частности, четко фиксируется резкий рост у Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. В этой связи важно развивать сферы, которые представляют взаимный интерес, – “зеленая экономика”, энергоэффективность. Важно соотносить наш рынок труда, спрос и предложение… Кроме того, речь идет о переходе на Болонскую систему в других странах региона.

Есть над чем работать

– Дональд Туск также отметил, что его визит означает важность Казахстана для ЕС. Но состоялся он в рамках большой поездки по региону, и наверняка то же самое, скорее всего, говорил, к примеру, и в Узбекистане. Чего же все-таки нам ждать от новой стратегии ЕС по отношению к ЦА и, в частности, к Казахстану?

– ЕС и страны – члены ЕС в сотрудничестве делают ставку на улучшение экономического развития и региональной стабильности, поэтому существующий компонент должен поддерживаться и основываться на конкретных инициативах. В частности, ЕС мог бы и впредь помогать малым и средним предприятиям, объясняя свои бизнес-правила и культуру, повышая осведомленность о видах торговых соглашений, доступных для стран Центральной Азии. Также предоставлять техническое обучение, знания в управлении, в сельскохозяйственной практике, трансграничной торговле. Хотелось бы также ожидать упрощение визового режима для рядовых граждан, прямых авиасообщений в Европу. Есть над чем работать в ближайшие годы.

АЛМАТЫ