Режиссер: Бактияр Сейтказиев.
В ролях: Жанара Макашева, Нуркен Наурузов, Тынышгуль Султанбердиева, Динара Мухамеджанова, Дина Нурахметова, Назерке Батырбек, Кадыржан Куанышбаев, Молдир Курмангазы кызы, Данияр Нусуппаев, Байгали Есеналиев.
В череде свежих казахстанских кинорелизов пополнение – мелодрама “Письма издалека” режиссера Бактияра Сейтказиева. Правда, ни до широкого, ни до ограниченного проката эта картина не дойдет – ее сразу выпустят на DVD. И слава богу, потому что мелодрамой данный фильм назвать как-то не получается – скорее, эксцентрическая комедия, снятая в “лучших традициях” индийского кинематографа, так часто попадающего под пародийную раздачу в КВН и других юмористических передачах. Ну, разве что в “Письмах издалека” не танцуют, припевая при этом тоненькими голосами, и не осыпают ударами, сопровождаемыми сочным “дыщ-дыщ!”.
…1990 год, на Кульсае отдыхают несколько родственных и просто дружественных семей. Пока взрослые ведут разговоры за жизнь и упражняются в соревнованиях “Мама, папа, я – спортивная семья”, детишки в сарае распивают водку “Столичную” и курят “Приму”, не сочтите за продакт-плейсмент. Плюс между двоюродными братом и сестрой Кайсаром и Алией вспыхивают совсем не платонические чувства. Впрочем, детишки еще не в том возрасте, чтобы искать анатомические отличия между мальчиком и девочкой, зато они уже решили пожениться. В будущем. Но их розово-иллюзорным планам не дает сбыться трагедия. Выброшенный окурок (вот тут очень не хватало продакт-плейсмента противопожарной службы) приводит к возгоранию, борясь с которым, острую форму пневмонии подхватывает отец Кайсара, после чего отходит в мир иной… Проходит 18 лет, Алия, дочь депутата неназванной палаты казахстанского парламента, замужем за неверным супругом. А Кайсар по-прежнему обитает на Кульсае. Им суждена новая встреча, которая полностью перевернет их жизнь.
“Письма издалека” сняты при участии некоего Фонда поддержки патриотического кино. Ничего хоть сколько-нибудь патриотического в этой картине я не увидел, хотя создатели уверены в обратном, считая, что их творение, цитата, “разрушает стереотип, сложившийся у цивилизованных стран относительно Казахстана – что в Казахстане до самых пор люди живут в юртах и ездят на верблюдах”. Ну да не буду их разуверять – ни по поводу стереотипа, ни по поводу успешности его разрушения.
Не живи я с рождения в Казахстане, после просмотра “Писем издалека” у меня бы сложился стереотип, что жители этой страны не отличаются особым умом и сообразительностью (кроме депутатов парламента, конечно), а работать вообще никто не хочет. Потому что весь фильм – это сплошные пьянки-гулянки и пикники, во время которых происходят разной степени ужасности и маразматичности события.
При этом создатели гордятся тем, что синопсис сценария был придуман буквально за одну ночь, более 90 процентов задействованных “актеров” – непрофессионалы, а снимались целыми семьями. Учитывая трэшевый характер конечного продукта, гордиться особо нечем.
Оценка автора – 3 из 10.
Дмитрий МОСТОВОЙ