Павлодарца Ниязова больше знают в Европе и России, чем в Казахстане. Два года назад он со товарищи воссоздал легендарный павлодарский фотоклуб “Орион”, который был известен в 1970–1990-е
годы не только своими победами, но и тем, что здесь досконально изучали понятие фотографии.
– Тогда упор делался на детей, сотни ребят обучались фотоискусству, – вспоминает Ниязов. – Сейчас в клубе немало молодежи, есть подпитка, а значит, будет преемственность.
– Едыге Ришатович, что нужно, чтобы стать фотографом?
– Понять, что такое фотография. Например, перед нами два пейзажа. На одном – красивое дерево над водой, а на втором – определенный фрагмент стены и асфальт. Для большинства людей более красивой будет первая фотография, но заслуги автора в природной красоте нет. Однако чтобы разглядеть нечто, увидеть, что на изображении все завязано композиционно, надо быть фотографом. Некоторые думают, вот купил хороший дорогой фотоаппарат, и ты уже фотограф. Сейчас появилось много объявлений вроде “Профессиональный фотограф снимает свадьбы”. Но почти все они без году неделя, как приобрели фотоаппарат. Посмотришь на работы с точки зрения фотографа, и просто смех разбирает.
– Кстати, ваши коллеги-друзья тоже ведь работают на торжествах и корпоративах.
– Да, и я работаю тоже. Время такое… В идеале фотограф должен жить с продажи творческих работ. В Казахстане это нелегко, а в России таких два-три человека есть, “раскрученных”. В Москве творческая фотография может стоить 2–2,5 тысячи долларов. На Западе проводятся аукционы, где фотографии продают от 50 до 300 тысяч долларов. Многие не понимают, как можно оценивать фотографию на уровне картины. Мол, художник работает, пишет полотно, а фотограф взял аппарат и щелкнул. На самом деле шедевр можно сделать простой “мыльницей”. Это как один мастер пишет цветными красками, а другой простым углем создает гениальное произведение.
– Отдельно хотелось бы поговорить о жанре портрета. Что самое сложное в его создании?
– Самые лучшие фотографы мира до сих пор не понимают до конца, как можно создавать портреты. Пять человек фотографируют одного и того же человека, но работы только одного можно будет назвать портретом. Важно уметь раскрыть героя, портрет – это не один человек, а двое: тот, кого фотографируют, и тот, кто фотографирует. Человек, которого снимают, хочет показать себя, как он хочет, а фотограф его видит по-своему и старается создать другой образ. Идет своеобразная борьба.
– Как вы оцениваете уровень фотоискусства в нашей республике?
– В Казахстане фотостудии и фотокружки закрылись в 1990-х. В России они практически все продолжали работать. У наших соседей есть союзы фотохудожников, дома фотографии в Москве и Санкт-Петербурге. Россияне до сих пор устраивают фестивали детской и молодежной фотографии. В нашей стране ничего этого нет…
Ризабек ИСАБЕКОВ, Павлодар, фото автора