Дело Маркса живет и процветает: в Алматы есть клуб, изучающий идеи коммунистического движения - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дело Маркса живет и процветает: в Алматы есть клуб, изучающий идеи коммунистического движения

Дело Маркса живет и процветает: в Алматы есть клуб, изучающий идеи коммунистического движения

И в наше время есть люди, мечтающие “оказаться на острие научной мысли и дополнить теорию Маркса”. Дискуссионный клуб, изучающий труды немецкого философа, которые во многом определили идеологию международного социалистического и коммунистического движения, действует несколько лет в южной столице Казахстана.

  • 26 Июня 2019
  • 7155
Фото - Caravan.kz

“Бессмертный полк” в этом году поразил большим количеством молодых людей с портретами не только своих родных, но и советских военачальников. Несколько таких юношей шли в колонне сразу за нами. В глаза бросалась фотография Сталина в руках одного из них. Оказалось, что все они из дискуссионного клуба, изучающего учение Карла Маркса. Конечно, пройти мимо таких ребят я не могла. Договорились встретиться и поговорить.

Вскоре позвонил Ален, представившись руководителем клуба. И вот мы в кафе, беседуем.

Высокий худощавый парень, нисколько не похожий на ботаника или тем более фанатика. Вполне обыкновенный, коих много на улицах. Однако по мере разговора с ним удивление мое росло. Нечасто встретишь сегодня совсем юного человека, занятого проблемами духовного плана, поисками смысла жизни и находящего ответы в учении немецкого философа. Ален – экономист по первому образованию, в июне получает диплом юриста. Работает в юридической компании.

История определила интересы

– С чего началось увлечение Марксом, почему вы вообще заинтересовались этой личностью?

– Люди обычно удивляются, когда видят молодого человека, скажем, левых взглядов. У нас считают, что те, кто жил в СССР, тоскуют по нему, а молодые, дескать, в большинстве своем выступают за либерализм, демократию и смотрят больше в сторону Запада. Но это не совсем так. К слову, моя мама придерживается либеральных взглядов, а взглядов сына она не одобряет.

Скорее на меня повлияло изучение истории. Сначала я заинтересовался Древним Римом, увлекло преобразование из царства в республику, из республики в империю. “Мировую историю войн: энциклопедию” Александра Торопцева я читал взахлёб. Особенно интересовало, почему Рим пал. Затем как-то плавно перешел к истории РФ, поскольку наша страна долгое время была в составе России, Советского Союза.

И две вещи привели меня к левым. Первое – изучение Гражданской войны и второе – это уже Сталин. Но началось с Гражданской войны, потому что в школе и дома позиция была на стороне белых. Ленин, как мне говорили, был мечтателем и, возможно, хотел блага для всех, но вот слишком много крови пролилось, и все шло во вред.

Однако у меня возник вопрос: если большевики, которые победили в 1917 году, на стороне которых оказалась большая часть народа, – зло, то получается, что все мы, потомки тех людей, тоже тогда зло?

Как-то это, наверное, неправильно. Я, например, не хочу так.

Конечно, надо понимать, что в жизни нет черного и белого, нет плохих и хороших парней, в каждом человеке есть и то и другое, которое проявляется в разные моменты жизни. И я начал анализировать. Почему народ пошел за большевиками, а не за эсерами или еще за кем-то, почему именно партия, которая была маленькой горсткой читателей теории Маркса, победила? Ведь на момент Февральской революции 1917 года большевики были самой малочисленной партией в стране, а буквально меньше чем через год они уже совершили революцию.

По мере изучения этого вопроса я начал приходить к выводу, что те идеи, которые они пропагандировали, правильные. Кстати, если мы посмотрим состав первого большевистского правительства, то увидим, что там были в основном выходцы из дворян, интеллигенции, люди, которым было что терять. Что сделал для казахского народа вождь мирового пролетариата Владимир Ленин — казахстанский историк

Легко, например, идти на революцию, когда у тебя ничего нет. Но попробуйте пойти против системы, когда у тебя все есть, ты сытый, и в принципе у тебя как бы и так все устроено, зачем тебе что-то.

Но эти люди пошли за идеей. Мы сейчас не берем в расчет, правильная она была с точки зрения обычных аполитичных граждан или нет, но они пошли за ней и выиграли.

Меня это глубоко поразило, и я задумался, в чем суть этой идеи. Если изучать мировую историю, то мы увидим, что, по сути, жизнь есть борьба за справедливость.

– И большевики эту справедливость дали?..

– Они дали для большинства людей, конечно, не для всех, но для большинства.

Ученье – свет, или Почему развалился Советский Союз

– И все же, почему Карл Маркс?

– Маркс объединил в себе английскую буржуазную политэкономию, французский утопический социализм и немецкую философию. Основу философии составляет логика, то связующее звено, которое дает нам возможность понять все жизненные процессы. Формальная логика является составной частью диалектической логики, а диалектика — это и есть та суть, тот цемент, который смог скрепить и объединить политэкономию и идеи социализма в одно учение. Заслуга Маркса в том, что он объединил все теории. И я понял, что без изучения его учения сегодня нельзя. Это, как говорил Сталин, "без теории нам смерть". Если мы не будем знать учение Маркса, не поймем многих вещей. Чтобы объяснить, почему СССР развалился, нужно владеть диалектикой и политэкономией.

Крах его был закономерным процессом. Люди, которые думают, что все рухнуло, потому что пришел Горбачев, ошибаются, Союз начал разваливаться задолго до него, не было бы Горбачева, был бы кто-нибудь другой.

– И почему же?

– При строительстве государства было совершено много ошибок. Надо еще понимать, что есть сталинский СССР и брежневский – это две разные страны. Вообще, что такое социализм? Вкратце – это общественная собственность на средства производства. Средства производства – это заводы и фабрики, те места, где производятся материальные ценности. Это все, что нас окружает: столы, асфальт, дома и т. д. И чтобы был социализм, нужна диктатура пролетариата.

А кто такие пролетарии? Это наемные рабочие, которые не владеют собственными средствами производства и которых эксплуатируют.

Это люди физического труда, я это хочу подчеркнуть. Те, которые создают именно материальные вещи. Союз развалился потому, что, по сути, нарушили принцип диктатуры пролетариата.

– Вернемся к Марксу. Вы нашли единомышленников?

– Да. Один из них инженер-проектировщик, второй – юрист, но более опытный, чем я. Так постепенно стал складываться дискуссионный клуб. У нас, кстати говоря, как и у большевиков, преобладает интеллигенция. Но есть и представители рабочего класса. Они к этим идеям приходят через жизненный опыт, когда начинают сталкиваться с несправедливостью. Наш клуб можно назвать марксистским кружком. Он нам нужен исключительно в образовательных целях, то есть мы сначала должны сами овладеть теорией.

– А как проходят занятия? Сначала каждый самостоятельно прочитывает какую-то работу, а потом вы разбираете?

– Во-первых, занятия проводим регулярно, еженедельно. Во-вторых, мы делим их: одну неделю проходим именно диалектику, вторую – изучаем политэкономию, во время третьей занимаемся научным социализмом. Есть несколько ведущих, не один лектор. Занятия ведем по очереди. Например, изучаем работу Ленина “Империализм как высшая стадия капитализма”, и каждый из нас готовит по главе. При этом делаем экскурс в историю, приводим примеры из текущих реалий. Изучение марксизма – работа и работа на годы. Его нельзя за три месяца выучить, очень сложная теория.

– Сколько у вас человек занимается?

– В среднем два-три десятка человек, которые в разное время приходят. С учетом того, что сами идеи непопулярны сейчас в народе, это много.

– А как вас принимают ваши сверстники? Не считают чудаками, фриками и т. д.?

– Лично меня коллеги, сверстники таким не считают. Они где-то могут не соглашаться с моими идеями, но в силу того, что я располагаю большим объемом информации, не могут вступать в полемику. Большинство людей не обладает должным уровнем знания истории, политэкономии.   Революционность 1917 года в казахской степи основывалась на национализме — российский ученый

Не теряя чувство реальности

– Ален, а как получилось, что именно вы стали руководителем клуба, хотя сами говорите, что есть люди опытнее вас?

– Наверное, потому, что я выступил в качестве организатора, связующего звена. В какой-то момент понял, что людей, просто сидевших в Интернете и дискутирующих на различные темы, а там их было много, нужно объединить в реальности.

Чем отличается начальник от руководителя? Да тем, что начальник просто отдает приказы, а руководитель – это тот, который идет вместе с коллективом и вместе с ними наравне разделяет все их обязанности.

Наша стратегия заключается исключительно в изучении теории и привлечении сторонников. А это долгий и сложный процесс. Сейчас, в век современных информационных технологий, люди теряют реальность. Они используют Сети не по назначению, например, для общения, а создают какую-то параллельную вселенную, которая ничего общего не имеет с нашей жизнью.

– Ален, а чего вы хотите достичь сами, есть какая-нибудь цель заветная?

– Если говорить в контексте политики, я бы так сказал: оказаться на острие научной мысли и дополнить теорию Маркса. Это не только моя цель, это цель всего нашего кружка. Я это хочу подчеркнуть, это – коллективная цель.

АЛМАТЫ