Последняя новость от Слима Шейди – это голая задница Саши Барона КОЭНА на его лице во время MTV Movie Awards. Такое появление Коэна в образе журналиста-гея Бруно “из-под купола” было тщательно спланировано. Что не сделаешь ради пиара, тем более когда твой альбом две недели, как появился на прилавках?
Если бы новый альбом Эминема назывался не Relapse (“Рецидив”), то ему надо было бы дать имя “Валиум”. Именно этот медицинский препарат упоминается в текстах песен с беспредельной частотой. Разве что слово “я” встречается чаще.
Околомедицинская тематика преследует слушателя на протяжении всего альбома. Для начала хотя бы взгляните на обложку диска. На ней портрет главного героя составлен из таблеточек, пилюль, капсул. В общем, приятного аппетита, друзья! Затем взгляните на названия вещей, как-то: Medicine Ball и Dr. West, в котором пациент Эминем препирается с каким-то доктором. Даже в песне, посвященной маме, My Mom, этот паршивец не преминул влепить дурацкий рефрен о том, как “моя мама любила валиум и другие таблетки – вот почему я теперь такой”.
Что немаловажно и уже ожидаемо, главным музыкальным продюсером пластинки стал еще один “доктор” – Дре (DR. DRE), один из самых “долгоиграющих” рэперов Америки. Покуда Эминем, копивший за период молчания острые рифмы, сконцентрировался на текстах, “ископаемое от хип-хопа” Dr. Dre взялся ваять нехитрые “минуса” (аранжировки без голоса). “Черный Доктор” остается верен минимализму в аранжировках и саунде. Лепить треки с одним и тем же набором инструментов в течение десятков лет – это надо постараться. С невероятным упорством он отказывается понимать, что продюсеры первого порядка уже давно стали делать куда как более интересные сэмплы. А Дре будто бы застрял… Какие-то допотопные партии струнных, извлеченные из синтезаторов; биты, отстающие по актуальности и плотности. Я не призываю подражать вышедшему в тираж и продавшемуся с потрохами ТИМБАЛЕНДУ, но пора бы уже на правах патриарха предложить что-то более серьезное и своевременное.
Хотя как же я мог забыть? Рэп – это прежде всего тексты. С текстами действительно проблем никаких. Вы услышите на Relapse широкий спектр волнующих автора тем. В достаточной мере присутствует стеб над завсегдатаями светской хроники, много личных переживаний и откровений, а также особая бесцеремонность в суждениях обо всем и всех, граничащая с особой жестокостью.
Увлечение вредной “химией” отчасти затягивало выход альбома, а отчасти вдохновляло самого знаменитого белого рэпера на очередной студийный подвиг. И действительно, после пяти лет, прошедших с выпуска прошлой работы Encore, Эминему есть что сказать. Считается, что Relapse может войти в число основных претендентов на главный альбом года.
Правда, я ждал, как минимум, откровений и, как максимум, что альбом даст такого пинка рэпу, которого не было со времен появления Канье УЭСТА! Однако прорыва не произошло: Эминем не стал перепрыгивать на новую ступень, а предпочел укореняться вширь и вглубь.
Музыкальные номера перемежаются так называемыми скитами, в которых звучат то монологи, то диалоги с приглашенными гостями. Вот, к примеру, выдержка из трека Steve Berman, где Эминем обращается к писателю-гею Стиву БЕРМАНУ: “У меня проблемы с наркотиками!” – “А у кого в этом городе нет проблем с наркотиками?”
Особо стоит обратить внимание на заключительную композицию Underground, где унисон струнных и смешанного хора делает из трека рэп-подобие кантаты “Кармина Бурана” Карла Орфа. Ну и, конечно, никак нельзя пропустить песню Beautiful, в которой используется отрывок песни с участием Пола РОДЖЕРСА, нового вокалиста группы Queen. Кроме настроения и музыки, основанной на рок-балладе, вещь также сильно отличается манерой читки и текстами. Очевидно, Эминем писал ее, еще находясь в борьбе с зависимостью от различных препаратов, и потому она вышла по-настоящему проникновенной. Одна обнадеживающая фраза To all my babies, stay strong. Daddy will be home soon (“Всем моим детям – оставайтесь сильными. Папа скоро будет дома…”) чего стоит! К слову, у Эминема три дочери, из которых только одна родная.
Артем КРЫЛОВ